Интеллектуальные игры для детей. Детские интеллектуальные игры Интеллектуальные игры для младшего возраста

(На фоне музыки на сцену выходит ведущий.)

Ведущий.

«Добрый день!» — говорю вам сегодня.

«Добрый день!» — я приветствую вас.

И хоть в зале вас добрая сотня

Каждый сможет ответить сейчас.

Играть вы любите, друзья?

Хором отвечайте!

Все . Да!

Ведущий.

Много игр есть на свете.

Все ли вам известны, дети?

Все. Нет!

Ведущий.

«Лапта», «Пятнашки», «Города»

Для каждого знакомы?

А может, вспомнишь, милый друг

Игру с названьем «Икибук»?

Все. Нет!

Ведущий.

Между тем, она проста,

Как только буквы вы прочтете,

Так сразу слово назовете.

Оставайтесь же на месте,

Слово мы прочтем все вместе.

Три, четыре — ...

Все. «Кубики»!

Ведущий . Почему наша игра называется «ИКИ- БУК», а не «КУБИКИ», как сейчас мы с вами прочитали? Потому что, на мой взгляд, игра в обычные кубики слишком простая, а в нашей игре под названием «Икибук» заложены задания, которые потребуют вашей смекалки, сообразительности и находчивости.

Ведущий. Сегодня в интеллектуальной игре под названием «Икибук» принимает участие команда... и команда... Их возглавляют капитаны (имя) и (имя).

Дорогие зрители! Надеюсь, участники готовы продемонстрировать нам, насколько они сильны, умны и эрудированы, ведь именно эти качества будет оценивать наше многоуважаемое жюри. Знакомьтесь!

(Представление жюри.)

Ведущий . Правила игры будут следующими: каждая команда получает кубик своего цвета, на котором со всех сторон отмечено разное количество точек.

(Вручаются командам большие поролоновые кубики.)

По моему сигналу представители от каждой команды, подходя к игровому полю, бросают свой кубик. Мы считаем только те точки, которые находятся на выпавших верхних сторонах кубиков, и складываем их. Полученное число определит для игроков область, из которой будут даны задания или вопросы. Условия понятны?

Все . Да!

Ведущий . Тогда ознакомьтесь, пожалуйста, с областями.

(Вывешивается плакат.)

2 — математика,

3 — игра со зрителями,

4 — окружающий мир,

5 — музыка,

6 — русский язык,

9 — конкурс капитанов,

11 — физкультура,

12 — музыкальная пауза.

Если выпадет два раза подряд одна и та же область, игроки делают новый ход. Вся игра продолжается 50 минут. Как только часы оповестят об исходе времени, мы подводим окончательные итоги игры.

(Примечание. В течение игры не преследуется цель выполнить все задания.)

Внимание!

«Икибук» мы начинаем,

Кубики уже бросаем!

(Представители команд бросают кубики. Ведущий определяет область, задает только один вопрос или одно задание из нее. Команды отвечают. Ведущий оглашает правильный ответ и подводит итоги. Игра продолжается дальше.)

Варианты вопросов и заданий Математика

1. Логическая задача.

У деда Архимеда большая семья.

Детей всего семь, и все сыновья.

У каждого сына по паре ребят.

Сколько у Архимеда внучат? (14)

2. Логическая задача. У одного мужика спросили, сколько у него детей. Он ответил: «У меня четыре сына, а у каждого из них есть родная сестра. Сколько у него детей? (Пять)

3. Логическая задача. Как с помощью двухлитровой и трехлитровой банки отмерить 1 литр воды? (Наполнить трехлитровую банку водой, перелить воду до верха в двухлитровую, оставшееся количество воды будет ответом на поставленный вопрос.)

4. Логическая задача. Коля и Саша имеют фамилии Гвоздев и Шинов. Какую фамилию имеет каждый из них, если Саша с Шиновым живут в соседних домах? (Коля Шинов, Саша Гвоздев)

Игра со зрителями

1. Отгадайте, кто сказал эти слова:

«Прекрасный день», —

Сказал... (олень, тюлень)

«Но дождь пойдет»,—

Сказал... (удод)

«Пойду в вагон»,—

Сказал... (питон)

«Не торопись», —

Сказала... (рысь)

«А я боюсь»,—

Захныкал... (гусь)

«Ты всех смешишь»,—

Сказала... (мышь)

«Игре— конец»,—

сказал... (скворец)

2. Игра с залом «Деревья».

Яблоня, груша, перина, береза,

Ель, чемодан, телевизор, мимоза!

Вишня, черешня, сапог, апельсин ,

Липа, ольха , виноград, мандарин .

Слива, осина, сирень,

Ясень , бумага, плетень.

Зуб, кипарис, алыча,

Жвачка, сосна, каланча!

3. Сказочный конкурс.

Ведущий . Ребята, если вы услышите в моем рассказе название героя или известной сказки, то поднимите руки вверх.

Когда я совсем был мальчик-с-пальчик, я очень любил рыбачить. И целых двенадцать месяцев я ждал, когда же моя мама отпустит меня в деревню к дедушке. За это время я подрос, как Гулливер, и мама отпустила меня одного. Но какие-то три толстяка утащили у меня червяков и удочку. Чтобы их снежная королева забодала, чтоб их гадкий утенок укусил!

4. Игра «слова-неприятели».

Ведущий . Большой — маленький, широкий — узкий — это слова-неприятели. Попробуйте хором ответить, какие пары получатся, если взять следующие слова:

глубокий — ... (мелкий)

крупный — ... (мелкий)

соленая — ... (сладкая)

быстро — ... (медленно)

чистая — ... (грязная)

вниз — ... (вверх)

начало — ... (конец)

большая — ... (маленькая)

тяжелая— ... (легкая)

направо — ... (налево)

много — ... (мало)

поймать— ... (отпустить).

Окружающий мир

1. Игра «Вершки и корешки» . Участникам выдаются на столы овощи без ботвы. Ведущий, показывая ботву, говорит: «Вершок, вершок, где твой корешок?». Дети поднимают выбранные овощи. Кто подберет правильно, получает очко.

(Варианты овощей: картофель, морковь, свекла, репа, кабачок, лук.)

2. Конкурс «Кто где живет?» Вспомнить название жилища следующих животных:

— собака (конура);

— свинья (свинарник);

— лошадь (конюшня);

— корова (хлев).

3. Конкурс «Домашние и дикие животные» . Участникам на команду выдаются две карточки: «домашнее животное» и «дикое животное». Ведущий называет животное. Команда, посовещавшись, определяет его принадлежность к той или иной группе и поднимает соответствующую карточку.

(Варианты животных: медведь, баран, овца, коза, лиса, лошадь, корова, заяц, кролик, белка, соболь, куница, зубр, волк, бобр.)

4. Конкурс «Определи прибор» . Отгадать загадки о приборах, используемых в жизни человека. (Участникам каждой команды выдаются барометр, часы, компас.)

Ведущий. Чем схожи эти приборы?

(Ответы детей.)

Ведущий. Верно, каждый прибор имеет движущуюся стрелку. Теперь, зная схожие и отличительные черты этих приборов, вы без труда справитесь с моими загадками и дадите правильный ответ, показав отгадку всем зрителям.

Загадки (Б.В. Ширшов):

Когда с тобою этот друг,

Ты можешь без дорог

Шагать на север и на юг,

На запад и восток. (Компас)

На руке, и на стене,

И на башне в вышине

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до восхода. (Часы)

Моряков тревожит он и радует,

Сообщая о погоде вести.

То он поднимается, то падает,

А всегда — на месте. (Барометр)

Музыка

1. Песенный конкурс . Исполнить всей командой один куплет песни о зиме. Кто больше вспомнит песен?

2. Конкурс «Определи инструмент» . Вспомнить названия музыкальных инструментов, изображенных на картинках.

(Варианты: баян, аккордеон, барабан, балалайка, гусли, скрипка, арфа, гитара.)

3. Конкурс «Исполнители» . Как называются группы исполнителей одного музыкального произведения, если в них присутствует:

— 2 человека (дуэт),

— 3 человека (трио),

— 4 человека (квартет).

4. Конкурс «Ах, эти танцы!» . Вспомнить как можно больше названий танцев.

(Варианты: полька, вальс, хоровод, менуэт и др.)

Русский язык

1. Логическое задание. Из слова «икибук» запишите все буквы в алфавитном порядке. (Б, И, К, У)

2. Логическое задание . Как правильно сказать:

— у рыбей нет зубей;

— у рыбов нет зубов;

— у рыб нет зубов;

— у рыбов нет зуб?

(У рыб нет зубов.)

3. Конкурс «Зимние» слова» . За 30 секунд придумать как можно больше слов на зимнюю тему, состоящих из 4 букв. (Снег, лыжи, зима, ...)

4. Конкурс «Впиши букву» . Подставив вместо точек нужную букву, запишите получившиеся слова. Кто быстрее составит 4 слова?

(Предлагаемые, буквы: д, ц, б, к, з, ч, ш, п. Варианты получившихся слов: дуб, куб, зуб, чуб.)

Труд

1. Конкурс «Сделаем сами своими руками» . Участникам выдаются заранее заготовленные узкие полоски бумаги и клей. Задача: за 1 минуту склеить разноцветную цепь. У кого она окажется длиннее?

2. Викторина. Вспомните:

— Как называется работа, где приклеиваются кусочки цветной бумаги? (Аппликация)

— Вид работы, где рисунок изображается шитьем. (Вышивка)

— Как называется плетение ниток спицами? (Вязание)

3. Конкурс «Снежинка» . Вырезать из бумаги снежинку как можно быстрее и красивее. Какой команде это удастся?

4. Конкурс «Коса — девичья краса» . Сплести косичку из веревок. Время на выполнение — 30 секунд. У кого коса будет длиннее?

Литература

1. Конкурс «Продолжи стихотворение». Ведущий зачитывает начало стихотворений А. Барто для каждой команды. Задача игроков: хором продолжить стихотворение.

Для 1-й команды:

Уронили мишку на пол.

Оторвали мишке лапу...

(Все равно его не брошу —

Потому что он хороший.)

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко...

(Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.)

Для 2-й команды:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу...

(— Ох, доска кончается.

Сейчас я упаду.)

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка...

(Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.)

Для обеих команд:

Матросская шапка,

Веревка в руке...

(Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

«Прокати, капитан!»)

2. Конкурс «Угадай». Назовите автора и произведение:

«Она дрожала от холода: платье ее разорвалось, а она была такая маленькая, нежная — как ей не мерзнуть! Пошел снег, и каждая снежинка для нее была то же, что для нас делая лопата снегу. Мы ведь большие, а она была всего-то с дюйм ростом» (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»).

«Рукодельница послушалась. Пошли они в дом. Дом у него сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме блестело, как брильянты. На постели у него вместо перины лежал снег пушистый» (В. Одоевский «Мороз Иванович»).

3. Конкурс «Быстрое чтение» . Выбирается представитель из команды. Ему вручается детский журнал или газета с незнакомым текстом. Задача участника: прочитать быстро и понятно отмеченный отрывок. У кого получится лучше?

4. Конкурс «Сочинялки» . Сочинить стихотворение с рифмой.

Для 1-й команды: Для 2-й команды:

мороз игра

нас начало

Конкурсы для капитанов

1. Конкурс «Собери кегли». На полу расставляются кегли. Звучит музыка. Капитаны идут по кругу. Как только музыка прерывается, им необходимо собрать как можно больше кеглей. Кто победит?

2. Конкурс «Скороговорка». Кто быстрее произнесет скороговорку: «У Паши — шахматы, у Саши — шашки»?

3. Викторина. Ответьте на вопросы:

— Как иначе называют помидоры? (Томаты)

— Что делает зимой еж? (Спит)

4. Конкурс «Отгадай». Отгадайте загадки:

— Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)

— Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

— Между двух светил я в середине один. (Нос)

ИЗО

1. Конкурс «Разноцветье красок». Перед участниками всего три краски. Составить как можно больше оттенков и других красок.

2. Конкурс «Кто это?». Звучат небольшие отрывки песен героев мультфильмов. Задание: схематично нарисовать героя, который исполняет песню. У кого портрет будет лучше?

(Варианты: Винни-Пух, Леопольд, Буратино и др.)

3. Конкурс «Волшебные точки». Представителям команд необходимо соединить по порядку точки на предложенном рисунке так, чтобы получился контур корабля. Кто быстрее выполнит задание?

4. Конкурс «Гримеры» . Загримировать одного из игроков своей команды. Чей герой будет выглядеть эффектнее?

(Варианты: индеец, Баба Яга.)

Физкультура

1. Конкурс «Ядрометатели». Вызывается по одному игроку от команды. Кто дальше метнет воздушный шарик?

2. Конкурс «Силачи». Участвует по одному представителю от команды. Сжать в кулаке газету так, чтобы ее не было видно.

3. Конкурс «Самый гибкий». Кто из представителей команд дольше прокрутит гимнастический обруч?

4. Конкурс «Ай, да я!». Кто из представителей команд сможет отжаться большее число раз?

Музыкальная пауза

Заранее готовятся 3-4 номера художественной самодеятельности, которые могут быть включены в эту программу.

Ведущий. Внимание!

Часы, друзья, нам говорят,

Что время вышло у ребят.

Пора итоги подводить

И игроков всех наградить.

(Жюри подводит итоги. Награждение победителей и участников.)

Ведущий.

Дорогие гости!

Всех любителей играть

Будем в гости очень ждать.

Как команды наберем,

«Икибук» мы проведем.

Заявки на участие вы можете подать в... (название учреждения) не позднее... (число, месяц, год).

До свидания! До новых встреч!

Реквизит

1. Поролоновые кубики разного цвета размером 20x20 см, на каждой стороне нарисовано от 1 до 6 точек.

2. Игровое поле: яркий квадрат 2x2 м из ткани или ДВП.

3. Ручки, бумага для жюри.

4. Плакат с названием областей знаний и дополнительными секторами.

5. Двух- и трехлитровые банки.

6. Овощи, ботва от них.

7. Карточки: «домашнееживотное», «дикоеживотное» — 2 комплекта.

8. Разные виды термометров.

9. Картинки с изображением музыкальных инструментов.

10. Карточка размером с альбомный лист, где записан конец слова «...уб», плакат с буквами: д, ц, б, к, з, н, ч, ш.

11. Цветные узкие полоски бумаги, клей — 2 комплекта.

12. Веревочки для косичек — 2 комплекта.

13. Карточки с рифмами.

14. Кегли — 9 шт.

15. 3 краски, бумага, 3 кисточки — 2 комплекта.

16. Фломастеры, бумага — 2 комплекта.

17. Мишень, водные пистолеты, разведенные краски.

18. Грим — 2 шт.

19. Воздушные шары — 2 шт.

20. Газеты —2 шт.

21. Гимнастический обруч — 2 шт.

22. Бумага, ножницы — 2 комплекта.

В эту игру могут играть дети любого школьного возраста, для этого нужно составить вопросы разного уровня.

Ведущему необходимо заготовить для игры достаточно много вопросов. Уровень их сложности может колебаться в зависимости от возраста играющих, главное, чтобы вопросы не были рассчитаны на эрудитов, играющие должны находить правильные ответы путем логических рассуждений.

На листочках пишутся имена всех играющих, листочки перемешиваются и ссыпаются в шапку. Перед ведущим ставятся два стола, а за каждый из них – по два стула. За каждый стол садятся по два участника, чьи имена ведущий вытаскивает из шапки. Им задается один вопрос, и та пара играющих, которая на него отвечает быстрее, остается за столом, другая пара покидает стол, и на их место вызываются следующие двое участников. Если пара выигрывает три вопроса подряд, она тоже покидает стол.

Листочки с именами тех участников, кто уже побывал за столом, откладываются в сторону. Когда все играющие уже побывали за столами, первый круг считается законченным. Если после этого еще осталось достаточное количество вопросов, можно провести то же самое еще несколько раз, поменяв пары игроков.

Таким образом, игра не только развивает интеллектуальные способности играющих, но и помогает установлению между ними дружеских отношений. Если играющие незнакомы друг с другом, игра поможет им познакомиться.

«Следствие ведут знатоки»

Заняться игрой полезно детям старшего возраста и подросткам. Для нее нужно несколько ведущих, желательно не из числа детей.

Ведущие задумывают ситуацию: какое-либо криминальное происшествие или таинственный случай, а играющие должны ее разгадать, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет» всем ведущим по очереди. Игра усложняется тем, что один из ведущих всегда лжет. Участники об этом знают, но, по правилам, они не могут задавать одинаковых или похожих вопросов разным ведущим, таким образом, не могут установить сразу, кто именно говорит неправду.

«Допрос» продолжается до тех пор, пока ситуация не будет полностью или почти полностью восстановлена играющими. В процессе вопросов и ответов и происходит развитие способностей сопоставлять и анализировать услышанное, делать выводы.

«Великие реставраторы»

Предназначена игра для ребят школьного возраста. Ее можно проводить на дне рождения или другом празднике. Играющие делятся на две команды, на стену или дверь вешается лист бумаги, разделенный пополам, на нем будут записываться баллы команд.

Различные командные конкурсы сможет придумать каждый взрослый, здесь предлагается несколько возможных вариантов. Суть игры в том, чтобы по неоконченным или измененным фразам, зная принцип изменения, восстановить оригинал.

1 тур. Ведущий заранее придумывает несколько перевертышей – фраз из известных песен или кинофильмов, составленных из слов-антонимов. Каждой команде по очереди сообщается такой перевертыш, а играющие должны восстановить исходную фразу. Если команде это не удается, право ответить на вопрос получает другая команда, не теряя при этом права первого ответа на следующий вопрос. За каждый правильный ответ играющие получают один балл.

2 тур. Командам раздаются заранее приготовленные листки с одинаковыми неоконченными изречениями великих. Подбирать нужно внимательно: они должны быть понятны детям и легко завершаться. По истечении некоторого времени ведущий собирает листы, зачитывает их вслух и решает, кто был ближе к изначальному изречению, или, может быть, у команды получилось даже лучше. Полученные баллы выносятся на листок.

3 тур. Задание к этому конкурсу команды готовят для своих соперников сами. Ведущий дает им по 2-3 небольших предложения (не больше 5 слов), а игроки переделывают их, вместо слов подставляя их определения. Например, фраза «ландыши расцветают в мае» в итоге может выглядеть так: «Небольшие растения с белыми, сильно пахнущими цветами выбрасывают цветки в последнем месяце весны».

Когда задания готовы, команды обмениваются ими и расшифровывают фразы обратно, а потом сравнивают. Суть этого конкурса состоит не в расшифровке, а в составлении заданий, оцениваться должны оригинальность, качество и скорость, проявленные при этом. Все выставленные баллы выносятся на листочек, и подводятся итоги.

«Самые-самые»

Одним из самых главных качеств интеллекта является умение сопоставлять факты, анализировать и находить свои, более простые решения. Предлагаемая игра поможет развить у детей младшего школьного возраста это умение.

Как и предыдущая, игра состоит из нескольких заданий, предлагаемых поочередно.

Задание 1. Ведущий пишет на большом листе бумаги следующие буквосочетания: ЕСГ, ИБД, ДТ, ЮЗВ, АЗ, – и предлагает участникам запомнить их в течение 15-20 секунд, а затем убирает листок. После этого желательно как-то отвлечь участников, возможно, спеть с ними песенку или рассказать стишок.

Через несколько минут ведущий раздает каждому по небольшому листку и просит воспроизвести на память ранее произнесенные буквосочетания. Не страшно, если большинство не сможет этого сделать. Запомнить такие бессмысленные буквосочетания достаточно сложно. Правильно ответит только тот, кто догадается прочитать их по-другому, с другими промежутками: ЕС, ГИБДД, ТЮЗ, ВАЗ. В этом случае получаются довольно известные аббревиатуры: ЕС – Европейский союз, ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения, ТЮЗ – Театр юного зрителя, ВАЗ – Волжский автомобильный завод.

Ведущий обязательно должен объяснить играющим, как можно было выполнить задание.

Задание 2. Нужно приготовить заранее листы с заданиями по числу играющих. Ведущий объясняет участникам правила: следует внимательно прочитать высказывание с пропусками, а из предложенных вариантов ответов выбрать тот, который можно подставить в пропуски, чтобы сохранились логика и смысл. Играющие отмечают ответы, которые, по их мнению, являются правильными, потом ведущий подводит итоги.

В качестве задания можно взять предложенные высказывания или придумать другие. Суть заданий состоит в том, чтобы, проанализировав смысл отрывка, выбрать единственно подходящий вариант ответа.

1) Для того чтобы выжить в современном мире, необходимо постоянно овладевать огромным, с каждым днем все увеличивающимся объемом…, контролировать ситуацию, быстро реагировать на все изменения. Тут… просто необходим.

а) еды… холодильник, б) информации… компьютер, в) денег… банк, г) волос… парикмахер.

2) С возрастом кошки становятся менее… Если ваша кошка держится в стороне, не беспокойте ее. Она сама подойдет к вам, когда захочет приласкаться и поиграть.

а) пушистыми, б) худыми, в) ласковыми, г) голодными.

3) В недавнем прошлом… было не таким дефицитом, как шоколад. Существовали пломбир, дешевое фруктовое в бумажных или вафельных стаканчиках, крем-брюле или эскимо.

а) кофе, б) вино, в) ситро, г) мороженое.

Правильные ответы: 1 – б, 2 – в, 3 – а, 4 – в.

Баллы в этой игре не главное, самое важное – после каждого задания объяснять детям правильные ответы, чтобы они поняли логические взаимосвязи.

«Взломщик»

Игра предназначена для старших школьников. В нее можно поиграть, например, на уроке истории или на школьном тематическом вечере.

Ведущий задумывает любое историческое событие и называет как можно больше его характеристик: дату, место события, участников, причины, последствия и т. д. Затем он задает вопрос по каждой из характеристик, а члены команды отвечают по очереди.

В результате какие-то характеристики будут известны, а что-то так и не удастся угадать. По известным фактам команда должна понять, о каком историческом событии идет речь.

Можно устроить соревнование, но разным командам придется загадывать разные события.

«Найди пару»

Для детей школьного возраста.

Игра не носит соревновательного характера, поэтому все участники составляют одну команду. Важно, чтобы школьники обсуждали задания в процессе поиска верного ответа.

Ведущий объясняет правила: он зачитывает пару слов, являющуюся основной. Потом он произносит еще несколько пар, из них нужно выбрать такую, которая по смыслу передавала бы соотношение между словами в ней со словами основной пары.

То есть необходимо понять соответствие между словами первой пары и найти среди предложенных вариантов слова, которые так же соответствуют друг другу.

Здесь приведены возможные варианты заданий, но их можно придумать и самим.

1) ДОМ – КВАРТИРА: а) машина – колесо, б) автобус – кресло, в) квартира – комната, г) лес – поляна.

2) ЦВЕТОК – ЯГОДА: а) прическа – лысина, б) гриб – грибник, в) дождь – снег, г) кошелек – деньги.

3) БУМАГА – РИСУНОК: а) картина – рама, б) открытка – поздравление, в) стол – стул, г) слово – буква.

4) НОЧЬ – ДЕНЬ: а) тепло – холод, б) вода – бумага, в) электричество – тепло, г) кактус – ромашка.

5) БИБЛИОТЕКА – КНИГИ: а) правительство – министры, б) земля – роса, в) солнце – туча, г) коробка – конфеты.

Правильные ответы: 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – а, 5 – г.

Ведущий объясняет, почему те или иные ответы являются правильными, и предлагает играющим самим придумать подобные задания, отгадывать которые будет он. Это очень важно для развития интеллектуальных способностей детей.

«Инструкции»

Игра предназначена для подростков. Бывает, что многие сталкиваются с инструкциями, в которых описывается буквально все – вплоть до открывания упаковки. Игра «Инструкции» основана как раз на таких забавных случаях.

Ведущему необходимо заготовить как можно больше таких инструкций. Несколько нужно прочитать полностью для примера и объяснить, что речь идет именно о забавных инструкциях, в которых написано то, что и так понятно. Остальные зачитываются с пропусками. Играющий, если у него есть вариант ответа, поднимает руку и сообщает его всем. Если ответ неправильный, другие пробуют ответить полнее и правильнее.

С первого взгляда может показаться, что интеллект тут ни при чем, но замечено, что дети с большими способностями разгадывают такие задачки быстрее и охотнее. В процессе игры ребята не только упражняют свой интеллект, но и весело проводят время.

Вот несколько примеров таких инструкций:

1) Инструкция к резиновой шапочке для купания: надевать только на… голову. Ответ: одну.

2) Инструкция к замороженному пудингу: внимание! После разогрева продукт будет… Ответ: горячим.

3) Инструкция к зеркальцу заднего обзора: осторожно! Все предметы, которые вы видите в зеркале, на самом деле… Ответ: находятся сзади.

4) Инструкция к пакетику арахиса: осторожно! Продукт содержит… Ответ: орехи (ответ «арахис» тоже можно принять как правильный).

5) Инструкция к батарейкам: перед установкой батареек в прибор… Ответ: выньте их из упаковки.

6) Инструкция к пакетику лесных орешков: открыть упаковку… Ответ: съесть орешки.

«Интеллектуальный футбол»

Игра для школьников. Она не подвижная, как может показаться из названия, суть ее в том, чтобы забить противнику как можно больше голов.

Как и в обычном футболе, в каждой команде есть нападающие, защитники, вратарь. Роль арбитра выполняет ведущий. В одной команде может быть любое число игроков, но не меньшее трех.

Команды заранее готовят 10-15 вопросов. Эти вопросы не должны быть конкретными: «Кто?» «Когда?» и т. д. Ответы на них должны определяться путем логических рассуждений. Обязательно нужно следить, чтобы не было логических дуэлей – наличия двух ответов, которые в одинаковой степени могут быть верными, иначе гол могут не засчитать.

Ведущий определяет, какая команда «владеет мячом», с помощью монетки. Нападающие этой команды задают один из заранее приготовленных вопросов. Команда совещается в течение тридцати секунд, и защитники отвечают. Если ответ верный, защитники «передают мяч» своим нападающим, и те задают вопрос. В противном случае вратарь может попытаться ответить еще раз на тот же самый вопрос, но уже не совещаясь с командой. Если вратарь «отбил мяч», то есть ответил правильно, нападающие задают другой вопрос защитникам, если ошибся – гол забит, и вратарь «выбивает мяч» своим нападающим, которые задают вопрос защитникам забившей команды.

Если вратарь ответил неверно, нападающие обязательно сообщают правильный ответ, и судья решает, засчитывать гол или нет.

Очень важно для команды правильно назначить вратаря, так как именно он имеет право последнего ответа, а значит, и шансы спасти команду. Игра идет до тех пор, пока вопросы одной из команд не будут исчерпаны. Тогда подводятся итоги, победители награждаются.

Игра не только повышает уровень интеллекта, но и развивает навыки работы в команде.

«Царь горы»

В эту игру могут играть как дошкольники, так и школьники любого возраста, только вопросы предлагаются им разного уровня сложности. Лучше, если участников будет не очень много.

Ведущий должен заготовить побольше вопросов. Играющие встают вокруг стула на расстоянии 4-5 шагов от него. Желательно играть на воздухе, чтобы было больше места.

Ведущий говорит: «Вы находитесь у подножия горы. Стул – это вершина горы. Тот, кто первый поднимется на нее, тот и победил». Далее ведущий задает вопросы по одному, тот, кто знает ответ, хлопает в ладоши. Кто хлопнет раньше, тот и отвечает.

Если играющий отвечает правильно, он «поднимается в гору», иными словами, делает шаг в центр круга, если неправильно – отступает на шаг назад. Выигравшим считается тот, кто первым подойдет к стулу и поднимется на него.

Можно несколько разнообразить игру, допустим, установить разные «цены» на различные по сложности вопросы или на разные по скорости ответы. Например, если играющий ответил в течение первых 2-3 секунд верно, он может «подняться в гору» на два шага, а если неверно – отступить только на полшага.

Выигравший участник получает титул Царя Горы. Все должны называть его так весь оставшийся вечер.

«Познай мир»

Полезна игра детям 6-7 лет. К этому возрасту у них складываются определенные представления о физических явлениях: о движении, теплоте, температуре и т. д. Телевидение, радио, окружающий мир – вот источники этих представлений.

Не объясняя ребенку то или иное явление, с которым он сталкивается, о котором узнает, родители упускают отличную возможность развить его умственные способности. Вот, к примеру, одна из возможных игр на познание окружающего нас мира, в частности, свойств воздуха.

Покажите ребенку пустую стеклянную банку. Спросите, есть ли в ней что-нибудь. Скорее всего, он ответит, что банка пустая и в ней ничего нет. Скажите ему, что он ошибается: в банке что-то есть, но это «что-то» он не видит. А как же узнать, что в банке все-таки это «что-то» есть?

Возьмите целлофановый мешочек, пусть ребенок заполнит его шариками и мелкими кубиками. Обратите его внимание на то, что если в мешочке есть что-то, то он уже не плоский, а выпуклый. Пусть он сам убедится, что это действительно так и что именно кубики изменили форму мешочка.

После этого освободите мешочек от шариков и кубиков. Ребенок, конечно, считает, что мешочек стал снова пустым, в нем ничего не осталось. Предложите ему аккуратно скрутить мешочек, зажав отверстие. По мере того как он будет скручивать его, в нижней части он обретет выпуклость и упругость: следовательно, в нем что-то есть, и это «что-то» и есть воздух. Так вы и объясните ребенку, что такое воздух.

Спросите его, а был ли воздух до скручивания в мешочке или появился, потому что его скрутили. И постарайтесь подвести его к правильному ответу, доказав, что воздух в мешочке находился всегда. Воспользуйтесь случаем и объясните ребенку, что воздух есть и в якобы пустой банке, и в комнате, и на улице. Хотя он и невидим, но обнаружить его можно повсюду.

«Что из чего»

Эта познавательная логическая игра рассчитана на детей 4-5 лет. В этом возрасте у детей уже довольно большой запас слов (он доходит до 4-5 тысяч). Это главным образом слова основного словарного фонда, т. е. общеупотребительные, необходимые для общения. Конечно же, уровень развития речи у детей одного возраста различен. Некоторые дети свободно распоряжаются словарным запасом, у других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов они хорошо понимают (пассивный словарь).

Смысл слова дети усваивают в неразрывной связи с постижением окружающего мира. Вы, родители, сможете им в этом активно помочь, нужно только учить их правильно определять и называть как сами предметы, так и то, из чего они сделаны, из какого материала. Как же можно провести с ребенком подобное занятие, чтобы оно стало для него не только полезным, но и интересным?

Ваша игра с ребенком будет складываться из вопросов – ответов, ваш вопрос – его ответ. Перед игрой отберите из домашнего обихода предметы и рассортируйте их по качествам: деревянные, стеклянные, железные и т. д.

Сначала взрослый ставит на стол стеклянные предметы: стакан, баночку, графин и т. д. Вопросы взрослого к ребенку: «Что ты видишь на столе? Из какого материала сделаны эти предметы? Каким одним словом можно сказать, какие это предметы?»

Ребенок может не сразу сказать, что это стеклянные предметы. Но вы должны постараться подвести его к этому ответу. Услышав ответ ребенка, что это все стеклянные предметы, взрослый говорит: «Правильно, все предметы, которые сделаны из стекла, называются стеклянными. Назови мне еще какие-нибудь стеклянные предметы, которые вспомнишь».

Далее взрослый ставит на стол все деревянные предметы: пирамидку, матрешку, деревянную ложку. Опять задаются те же вопросы: «Что ты видишь на столе? Из какого материала сделаны эти предметы? Каким одним словом ты можешь назвать все эти предметы?»

Когда ребенок скажет «Деревянные», взрослый продолжает: «Правильно, все предметы, которые сделаны из дерева, называются деревянными. А какие еще деревянные предметы, кроме этих, ты сможешь назвать?»

После этого взрослый ставит на стол следующую группу предметов: пластмассовые крышку, зайца и погремушку. Аналогичные вопросы задаются и об этих предметах, а также о следующих – металлических: ножницы, металлическая ложка, вилка; резиновых: мяч, прыгалка, резиновые игрушки.

После такой логической игры вы можете в заключение провести игровые занятия на память. Взрослый предлагает ребенку послушать и отгадать загадки все о тех же предметах, сделанных из разных материалов (про галоши – резиновый предмет, утюг – металлический предмет, лампочку – стеклянный предмет, лыжи – пластмассовый или деревянный предмет, мяч – резиновый предмет).

Если дождик, мы не тужим,

Бойко шлепаем по лужам.

Станет солнышко сиять -

Нам под вешалкой стоять. (Галоши.)

То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе!

Продырявит море! (Утюг.)

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется. (Лампочка.)

Две новые, кленовые,

Подошвы двухметровые.

На них поставишь две ноги -

И по большим снегам беги. (Лыжи.)

Кинешь в речку – не тонет,

Бьешь о стенку – не стонет,

Будешь оземь кидать -

Станет кверху подлетать. (Мяч.)

Можете продолжить игру, подключив в нее других детей (3-4 ребенка). Рассадите их в круг лицом друг к другу. И начните задавать те же вопросы, но отличием станет то, что тут уже ведется счет на очки, а у детей появляется интерес быстрей других ответить на вопрос или отгадать загадку и получить за это очко.

«Такие разные слова»

Предназначена эта логическая игра для детей 7-9 лет, которые уже ходят в первый или подготовительный класс средней школы. Разработана она специалистами, занимающимися изучением развития интеллекта у детей, только начинающих постигать школьные истины.

Участвуют в игре 8-10 человек, но если ваш ребенок очень стеснительный и не сможет правильно ответить на поставленный вопрос в присутствии других детей, поиграйте с ним вдвоем. Возможно, после этого он сможет увереннее себя чувствовать в кругу сверстников и без труда сам поиграет с ними в эту нехитрую игру.

Вы без труда объясните детям правила. Вы даете задание, а тот, кто быстро ответит на вопрос, получает очко. Ребенок, заработавший больше всего очков, становится победителем.

1. Вы задаете первый вопрос детям, он рассчитан на подбор определений к существительному. Перед этим объясните, что значит определение и какие слова могут подойти. Вы выкрикиваете первое слово «Собака» и тут же задаете вопрос: «Дети, а какие бывают собаки?» Дети отвечают: «Большие, маленькие, лохматые, умные, веселые, грустные, черные, белые и т. д.». После этого все делается наоборот – вы называете несколько определений к слову «береза» – зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая – что это? Дети должны постараться отгадать это существительное. Вы можете сами выбрать те существительные, которые, на ваш взгляд, наиболее интересны детям.

2. Вы задаете второй вопрос, он рассчитан на подбор действий к предмету. Вы выкрикиваете слово «ветер» и тут же задаете вопрос: «А что делает ветер?» Дети отвечают: «Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, облака разгоняет и т. д.» После этого опять все делается наоборот – вы называете детям несколько глаголов к слову «дождь».

Примерный ряд – капает, стучит по крыше, мочит улицы и дороги – что это? Или, например, существительное «солнце». На небе сверкает, тьму разгоняет – что это? Дети должны постараться отгадать эти существительные. Вы и в этом случае можете сами составить задание, подобрав глаголы и существительные.

3. В этот раз ваш вопрос будет рассчитан на подбор синонимов. На него дети должны очень быстро придумать ответ. Допустим, вы даете отправное прилагательное «большой». Дети выкрикивают: «Огромный, громадный и т. д.». Затем вы на свое усмотрение выбираете одно существительное, далее один глагол. После этого вы даете отправное слово на подбор антонимов, например «гладкий». Дети отвечают: «Неровный, шероховатый, бугристый и т. д.». Далее точно так вы называете одно существительное, далее один глагол.

4. Это задание рассчитано на нахождение пропущенных в предложении слов. Объясните, что следует закончить ваше предложение тем словом, которое больше всего подходит по смыслу. Могут быть использованы предложения такого типа.

– Пришел почтальон, он принес… (почту).

– Дворник взял метлу, он будет… (мести).

– Я буду прибивать гвоздь, принеси мне… (молоток) и т. д.

5. Это задание наиболее сложное, но и самое интересное. Оно, как и большинство других заданий, состоит из двух частей. Первая часть задания такая – вы называете какое-то слово, допустим, «дерево», «машина» и другие. Дети должны сообразить и найти составные части целого. К примеру, «дерево» – ствол, ветки, сучья, листья и т. д.; «машина» – руль, колеса, фары и т. д. Вторая часть задания – обратная, вы, например, называете слова «голова», «руки», «ноги», «туловище» и тут же задаете вопрос: «Дети, кто это?» А дети выкрикивают: «Это человек».

Если детям затруднительно называть нужные ответы и подыскивать правильные и подходящие слова, можете обратиться к упрощенному варианту игры. Вам понадобится что-то наподобие школьной доски. Можете использовать также и белую материю, к которой будете прикреплять листы бумаги. На этих листочках вы пишете задание, например слово «собака» или несколько определений к слову «береза», и так со всеми заданиями. А детям раздаются другие листочки. На них вы пишете ответы к заданиям, допустим, синонимы к слову «большой» или антонимы к слову «гладкий», и так со всеми ответами. Эти листочки с ответами раскладываются на столе перед детьми словами наверх и хорошо перемешиваются.

Игра начинается. Вы прикрепляете к доске задание, а дети должны быстро найти среди множества ответов именно тот, который подходит к заданию. Тот участник игры, кто соберет больше бумажек с ответами и наберет больше всего очков, и выигрывает.

«Математические ребусы»

Ребенок через год идет в школу. Нужно ли научить его к этому времени считать? Предлагаемые вашему вниманию несколько математических игровых задач помогут ему подготовиться к школе, развить грамотные математические представления. Эти игры рассчитаны на концентрацию внимания и логическое мышление дошкольника, а также на развитие памяти. Они могут по желанию быть использованы и при логических играх с детьми 4-6 лет.

Научно доказано, что научить считать семилетнего ребенка гораздо сложнее, чем пятилетнего. Но перед тем как играть со своим ребенком в такие игры, вы должны доходчиво объяснить ему, как мы измеряем вещи, как делим целое на части и как складываем части в целое.

«Чего не стало?»

Вы раскладываете на столе перед ребенком 8 разных игрушек: башенку, матрешку, машину, юлу, мяч и т. д. Он должен пересчитать все эти игрушки и сказать, сколько их всего. Затем ему нужно закрыть глаза, а вы в это время прячете две игрушки. Когда ребенок открывает глаза, игра начинается на очки. За каждый правильный ответ он получает 3 очка, а за неправильный – у него пропадает 2 очка. Вы начинаете задавать вопросы:

– Больше стало игрушек или меньше?

– Если меньше, то какие игрушки исчезли?

– После каких игрушек по счету они стояли?

– Перед какими игрушками по счету они стояли?

– Сколько игрушек стояло между этими двумя?

Если ваш ребенок не набрал все 15 очков, все равно похвалите его и ни в коем случае не ругайте.

«Что изменилось?»

Выложите перед ребенком в ряд 5 кружков одного размера, но обязательно разного цвета. Пусть он запомнит, в каком порядке лежали кружки и сколько их всего было. Когда он скажет правильную цифру, предложите ему закрыть глаза, а вы в это время поменяйте расположение кружков и один уберите. Открыв глаза, ребенок должен ответить, какого цвета кружок вы убрали, и разложить все кружки в том порядке, в каком они лежали сначала.

«Найди цифру»

Вы ударяете по столу то или иное количество раз, а ребенок считает про себя, сколько раз вы ударили, и после этого на пальцах показывает соответствующее число. Эту игру можно усложнить, дав задание: «Покажи цифру на один больше или меньше», т. е. на ваши 6 ударов ребенок должен показать цифру 7. В такой простой игре могут участвовать и 5-6 человек. Они будут одновременно показывать на пальцах цифры – кто-то правильно, а кто-то нет. Вы говорите правильный ответ после них. Правильно ответивший получает 3 очка, за неправильный ответ отнимаются 2 очка. В конце игры подсчитываются очки, участник игры, набравший больше всех очков, становится победителем.

«Какое число пропущено?»

Поставьте в ряд нарисованные на бумаге карточки с цифрами от 0 до 10, затем предложите ребенку закрыть глаза и в этот момент уберите одну из карточек, сдвинув соседние цифры, чтобы опять получился непрерывный ряд. Открыв глаза, ребенок должен сказать, какой цифры не стало и где она должна находиться.

«Исправь ошибку»

Вы ставите в два ряда две группы предметов. Например, 7 яблок – в первый ряд, а рядом цифра 8; 8 груш – во второй ряд, а рядом цифра 7. Фрукты и цифры должны быть спутаны, можно выложить в рядах и большее количество предметов. Детям предлагается исправить допущенную ошибку.

«Вопрос – ответ»

Следующее занимательное игровое занятие проведите с детьми 10-12 лет. Оно направлено на развитие хорошей реакции у детей, концентрацию внимания, поможет ребенку повысить его интеллектуальный уровень, укрепить имеющиеся знания.

Участвуют 10 человек и один ведущий. Игра состоит из 3 последовательных туров. В каждом туре ведущий задает участникам вопросы, которые составлены так, что даже незнающий человек, сосредоточив память и внимание, сможет логическим путем дойти до правильного ответа. В каждом последующем туре вопросы усложняются.

В первом туре принимают участие все 10 человек. Во второй тур выходят только участники, набравшие 10 и больше очков. В третий тур выходят только те игроки, которые набирают 15 и более очков: такое количество очков может набрать только один человек. Победителем игры будет считаться только тот, кто ответит на все вопросы третьего тура. Если же в третий тур вышли 2 и более участников, победителем игры становится тот, кто наберет больше всего очков.

1 ТУР. В первом туре за каждый правильный ответ участник игры зарабатывает 5 очков. Ведущий задает следующие вопросы:

– Главное и древнейшее орудие шитья? (Иголка.)

– Второе название дикой розы? (Шиповник.)

– Часть одежды, куда кладут деньги? (Карман.)

– Учебный час, посвященный отдельному школьному предмету? (Урок.)

– Драгоценный камень, самый твердый среди других минералов и самый дорогой среди всех остальных драгоценных камней? (Алмаз.)

– Самое длинношеее животное не Земле? (Жираф.)

– Зверек с самым коротким названием? (Еж.)

2 ТУР. Во втором туре за каждый правильный ответ участник игры зарабатывает 10 очков. Ведущий задает следующие вопросы:

– Переходная ступень от холостяка к мужу? (Жених.)

– Разговорное обозначение миллиона денежных единиц? (Лимон.)

– Особая булавка с широкой и плоской шляпкой для прикалывания бумаги? (Кнопка.)

– Болотный газ? (Метан.)

– Машина, используемая в сельском хозяйстве; разновидность бытовой техники, незаменимая вещь на кухне? (Комбайн.)

3 ТУР. В третьем туре за каждый правильный ответ участник игры зарабатывает 12 очков. Ведущий задает следующие вопросы:

– Греческий полубог, научивший людей ремеслам? (Прометей.)

– Похищенная Зевсом девушка, именем которой названа часть света? (Европа.)

– Рабовладельческое государство, существовавшее на территории современного Ирака? (Вавилон.)

«Что, как и где?»

Игра рассчитана на детей 10-12 лет. Она не требует особых познаний в какой-либо области. Если вы учитесь в школе, значит, наверняка встречались с этими словами, на первый взгляд, малознакомыми. Напрягите свою память, хорошенько подумайте, порассуждайте, и вы обязательно найдете правильный ответ на поставленный вопрос.

В игре участвуют несколько человек и один ведущий, который и будет давать вопросы-задания. Суть задания в том, что вы должны как можно быстрее на отдельном листе записать ответ. У каждого участника игры свой листок. В конце игры количество слов подсчитывается, но очки даются только за ответы, действительно подходящие по смыслу к заданию. Варианты ответов, по смыслу самые подходящие, хранит у себя до конца игры ведущий.

За каждый правильный ответ участник игры зарабатывает 5 очков. Ведущий четко вслух прочитывает задание – середину предложения, а участники игры должны за минуту дописать 2-3 коротких слова – начало и конец предложения.

1… ПОМОГАЕТ, А НЕВНИМАНИЕ… (внимание, мешает).

2… НЕ ЛЮБЛЮ, А КОНФЕТЫ… (лимон, люблю).

3… КВАДРАТНЫЙ, А КОЛЬЦО… (ящик, круглое).

4… МОЛОДОЙ, А БАБУШКА… (внук, старая).

5… ДОБРЫЙ, А ВОЛК… (заяц, злой).

6… ЛАЕТ, А КОРОВА… (собака, мычит).

7… ГОРЬКИЙ, А ШОКОЛАД… (перец, сладкий).

8… ПЛАВАЕТ, А САМОЛЕТ… (лодка, летает).

9… СТРИЖЕТ, А ПОРТНОЙ… (парикмахер, шьет).

10… МАРКИ, А НУМИЗМАТ… (филателист собирает, монеты).

11… ТУФЛИ, А В БАКАЛЕЕ… (в обувном магазине, булки).

12… В ШКОЛЕ, ВРАЧ… (учитель, в больнице).

«Озорные числа»

Игра рассчитана на детей 9-11 лет, уже знающих основы математики. Играя в нее, ваш ребенок сможет натренировать свое внимание и память. Она полезна и для развития логического мышления, как и шахматы. Если даже у ребенка вовсе не математический склад ума, ему все равно интересно поиграть с числами.

Игра состоит из 2 последовательных туров. В каждом туре дается по 5 маленьких математических заданий. За каждое правильно выполненное задание участник игры получает 5 очков. Участвуют 6 человек и ведущий. Игрокам раздаются на 5 минут листочки с заранее написанным заданием, которое нужно выполнить.

1 ТУР. В первом туре участвуют все игроки. Ведущий раздает всем листочки с заданием и засекает время. У всех игроков одинаковые задания: подчеркните в каждом ряду по три числа, дающих в сумме то, которое стоит в конце ряда:

3 4 6 5 1 2 7 10 (6+3+1; 7+2+1; 5+4+1 и т. д.)

8 4 1 3 7 6 5 17 (8+5+4; 6+4+7; 8+6+3 и т. д.)

4 8 3 9 1 6 2 13 (8+3+2; 6+3+4; 8+1+4 и т. д.)

6 2 10 7 8 5 6 23 (10+7+6; 10+8+5 и т. д.)

2 0 13 1 3 9 3 15 (13+0+2; 9+3+3 и т. д.)

2 ТУР. Во втором туре участвуют только те, кто в первом туре набрал 15 очков, т. е. правильно выполнил любые 3 задания. Победителем 2 тура становится игрок, набравший очков больше всех. Ведущий раздает каждому участнику следующее задание: расставьте математические знаки между цифрами так, чтобы равенство было верно:

1 2 3 = 0 (1+2-3)

1 2 3 = 1 (1+2/3)

1 2 3 = 6 (1+2+3)

1 2 3 = 1/6 (1/2х3)

Тру-ля-ля

Играющие начинают счет вслух от одного до ста, по очереди называя числа. Задача игроков — вместо чисел, которые делятся на 7 или включают слово «семь» в свое название, говорить слово «тру-ля-ля» (можно придумать любую другую смешную фразу; а вместо 7 выбрать другую цифру, например, 4). Тот, кто ошибается — выбывает из игры. Оставшиеся участники начинают счет сначала. Вести счет надо быстро, тогда промахи случаются часто, и игра получается очень веселой. Победителем становится тот, кто ни разу не ошибся.

Земля, воздух, вода, огонь

Интересная словесная игра для детей на быстроту мышления. Участники игры образуют круг, в середину которого встает водящий. Он бросает по очереди мяч или воздушный шарик игрокам, называя одну из стихий: земля, воздух, вода или огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», то тому, кто поймал мяч, нужно быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы или водного животного; на слово «Воздух!» – названием птицы (летающего насекомого). При слове «Огонь!» все должны помахать руками. Тот, кто ошибается или не может назвать животное – выбывает. Повторять названия животных, рыб и птиц нельзя.

Словесный волейбол

В этой игре участники, встав в круг, бросают друг другу мячик или воздушный шарик. При этом тот игрок, кто бросает, называет любое имя существительное, а тому, кто ловит мяч, нужно назвать подходящий по смыслу глагол, например: солнце – светит, собака – лает и т.д.. Если игрок называет неподходящий глагол, он выбывает из игры.

На все вопросы – один ответ

Заранее нужно приготовить карточки с названиями различных предметов домашнего обихода. Это могут быть кухонные принадлежности, бытовые приборы, хозяйственные и другие предметы, например: сковорода, кастрюля, пылесос, утюг, веник, швабра и т.д.

Игроки садятся в круг. Ведущий подходит к каждому участнику и предлагает вытянуть из шляпы (коробки) бумажку с названием предмета. Когда все разберут карточки, ведущий встает в центр круга, и начинается игра. Ведущий задает игрокам по очереди самые разнообразные вопросы, а игроки должны отвечать на эти вопросы только названиями доставшихся им в карточках предметов (дополнительно разрешается использовать только предлоги). Правила: нужно отвечать на вопросы очень быстро, при этом тому, кто беседует с ведущим, запрещается смеяться, в то время как остальные участники могут специально смешить его.

Варианты вопросов и ответов:

  • Как тебя зовут? – Швабра.
  • А чем ты по утрам чистишь зубы – Пылесосом.
  • Как называется твоя прическа? – Мочалка.
  • А кто твои друзья? – Сковородки.
  • У тебя вместо глаз что? – Ложки.

Главная задача ведущего — придумать такие вопросы, ответы на которые невольно вызывает смех как у конкретных игроков, так и у всех остальных участников. Засмеявшийся игрок выбывает из игры. Побеждает самый невозмутимый участник, который умеет сдерживать свои эмоции.

Ответы невпопад

Суть игры: на любые вопросы ведущего нужно очень быстро, не задумываясь, отвечать любым предложением, не имеющим отношение к заданному вопросу. Например, ведущий спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игроку нужно ответить что-то в таком духе: «Мне кажется, сегодня суббота». Если он ошибается или отвечает односложно (например, говорит «да», «нет», «правда» или «неправда»), то выбывает из игры. Одному участнику игры нельзя задавать подряд больше трех вопросов. Задача ведущего — постараться запутать игрока. Например, он спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игрок отвечает: «Мне кажется, сегодня суббота». Ведущий: «Сегодня суббота?» Играющий: «Я люблю ходить в кино». Ведущий (быстро): «Ты любишь ходить в кино? Раз, два…». Играющий по инерции: «Да» — всё, он проиграл в диалоге и выбывает!

Сосиска

В эту простую веселую игру, не требующую никакого дополнительного реквизита, можно играть сидя за столом. Выбирается водящий, который задает всем по очереди самые разные вопросы. Задача игроков — давать один и тот же ответ: «сосиска» или родственные слова: «сосисечный», «сосисечно» и т.д. Главное — отвечать с самым серьезным лицом. Тот, кто первый засмеется, выбывает из игры. Побеждает игрок, который до конца справится со своими эмоциями и не поддастся на провокации ведущего. Смех в процессе игры гарантирован!

Задом наперёд

Весёлая подвижная игра для детей. Ведущий называет участникам слова, обозначающие названия предметов, а игрокам нужно можно быстрее этот предмет отыскать и вручить ведущему. Сложность заключается в том, что все предметы ведущий называет «задом наперёд», например: чям, акжол, агинк, алкук (мяч, ложка, книга, кукла). Веселье для детей гарантировано!

Вы поедете на бал?

Веселая словесная игра на быстроту реакции для небольшой компании. Суть игры: участникам нельзя смеяться (и даже улыбаться!), а также произносить слова: «да», «нет», «черное» и «белое». Нарушивший эти условия отдает ведущему игры фант — любой имеющийся у него предмет, после чего выбывает из игры. Когда в игре уже не остается ни одного игрока, все, отдавшие фанты, выкупают их, выполняя веселые задания, придуманные ведущим.

Игра начинается с того, что ведущий подходит к каждому игроку по очереди со словами: «Вам барыня прислала голик да веник, да сто рублей денег, велела не смеяться, не улыбаться, «да» и «нет» не говорить, черное, белое не носить. Вы поедете на бал?»

Примеры возможных диалогов с ошибками игроков:

  • — Вы поедете на бал?
  • — Поеду.
  • — А может, дома останетесь?
  • Нет , поеду. Ой…
  • — Какого цвета будет ваше платье? Белого?
  • — Желтого.
  • — Тогда шляпа, конечно же, будет белая?
  • — Не белая , а розовая. Ой…
  • — Вы поедете в карете?
  • — Скорее всего, в карете
  • — Что вы оденете на бал?
  • — Красивое платье.
  • — Черное?
  • — Голубое.
  • — Его сошьют специально для этого бала?
  • — Конечно.
  • — И вы будете на балу самой неотразимой дамой?
  • — Обязательно.
  • — И будете целоваться со всеми подряд?
  • Нет! Ой…

Во время игры ведущий старается рассмешить того, кто отвечает; кроме того, он задает вопросы так, чтобы как можно скорее были произнесены запретные слова, и играющие расплатились за это фантами.

Во время длительной поездки, в дождливую погоду или на даче вдали от игрушек ребенка можно занять увлекательной и полезной игрой. Интеллектуальные игры хороши своей доступностью и развивают ребенка. С их помощью время пролетит незаметно. И при этом они не требуют денежных затрат или особой подготовки.

Направленность интеллектуальных игр

Интеллектуальные игры несут в себе огромный потенциал и позволяют развивать:

  • Память. В процессе игры работает как непроизвольная, так и произвольная память – даже дети дошкольного возраста прекрасно запомнят информацию, поданную в такой форме.
  • Внимание. В интересной игре ребенок максимально сосредотачивает его, стараясь не упустить из виду малейшие детали.
  • Мышление. Думая над сложной, но увлекательной задачей, школьник сможет превосходно натренировать этот навык, усвоить алгоритмы решения на будущее.
  • Логику. Интеллектуальные игры неразрывно связаны с логическим мышлением, позволяют привить его основы детям младшего возраста и усовершенствовать у более старших школьников.
  • Речь. Ряд игр, задействуя речь ребенка, развивают артикулярный аппарат и помогают усваивать новые грамматические конструкции.

Игра может иметь свою специфику и быть направлена на развитие только одного из этих процессов или же тренировать несколько навыков. В сегодняшней статье мы будем рассматривать мультизадачные игры. Помимо вышеперечисленных процессов они также помогут развить фантазию, творческое мышление, мелкую моторику и др.

Принципы применения интеллектуальных игр

Предлагая ребенку игру, важно помнить о следующих принципах:

  • Игра должна быть интересной. Предложите ребенку увлекательно провести время, вызовите в нем дух соперничества и следите за его поведением во время игры. Если энтузиазм быстро иссякает, лучше поменять задачу.
  • Игра должна иметь оптимальный уровень сложности. Слишком легкая – не сможет надолго приковать внимание ребенка, очень сложная – может расстроить его, вызвать неудовольствие или обиду.
  • Ребенку необходима поддержка, помощь и похвала. Будьте готовы к тому, что и вам самим придется поломать над задачкой голову – ребенок должен чувствовать вашу заинтересованность, видеть участие. Хвалите его успехи, но не перехваливайте, а критику сократите до минимума или уберите вовсе.

Игра «Обезьянка»


Обезьянничать не всегда плохо!

Что развивает: внимание, память, мелкую моторику, координацию движений

Начинается игра с небольшой сказки: «Жила-была маленькая обезьянка. И однажды стало ей очень скучно. Она сидела за столом и грустила, когда в комнату вошел мальчик. Обезьянка спряталась под стол и стала наблюдать. Мальчик подошел к буфету и взял конфетку – обезьянка тоже подбежала к буфету и достала конфету. Мальчик развернул бумажку – обезьянка развернула. Мальчик откусил – обезьянка откусила. Мальчик улыбнулся, и она тоже».

Далее взрослый предлагает ребенку (детям) игру, в которой сам становится мальчиком из сказки, а ребенок – обезьянкой. После этого родитель может показывать любые действия (например, собирать модельку), а задача ребенка – быстро их повторять.

«Какой предмет убрали?»

Что развивает: внимание, память, логику

Перед ребенком выкладывается набор любых предметов (оптимальное количество для детей начальной школы – 5-9). Задача ученика – внимательно рассмотреть все предметы (в течение 30-50 секунд) и запомнить их. Далее он отворачивается, а взрослый убирает один предмет. Ребенок должен определить, какую именно вещь убрали. Если он затрудняется, то можно дать подсказку: «Этот предмет красного цвета», «Он круглый» и т.д.

Для развития логики можно несколько изменить условия игры. Чтобы угадать отсутствующий предмет ребенку дается ряд логических подсказок: «Он лежал за ножницами, но перед ручкой», «Предмет больше блокнота, но меньше книги», «Имеет четыре угла, но не квадрат» и пр.

«Хронологическая последовательность»

Что развивает: память, внимание, мышление, речь, логику

Необходимо подготовить несколько картинок по мотивам сказки. Например, к сказке колобок можно нарисовать деда и бабку, веселого колобка, зайца, волка и т.д. Можно поискать соответствующие изображения в книгах и интернете.

«Рассказ по картинкам»


Что позволяет развивает: внимание, логику, речь, фантазию

Ребенку предлагается несколько картинок, например, на одной изображена девочка, держащая конфету, на второй – девочка с пустым фантиком в руках, на третьей – плачущая девочка. Ученику необходимо составить логический рассказ по этим картинкам. При этом события в рассказе должны идти в той последовательности, в какой предъявлялись изображения.

«Расположи в правильной последовательности»

Что развивает: внимание, мышление, логику

Ребенку необходимо расположить предметы в правильной последовательности на основе логических условий. Пример:

Зеленый круг не может стоять рядом с красным квадратом. Синий треугольник должен стоять перед зеленым кругом, но после желтого квадрата. Красный квадрат всегда последний. Желтый квадрат идет в паре с синим треугольником…

«Рамка из шариков»

Что развивает: внимание, мышление

Задача: Представь, что у тебя есть 15 шариков. 5 из них желтого цвета, 5 –синего, 5 – красного. Тебе нужно расположить их в треугольной рамке так, чтобы рядом не было шариков одинакового цвета.

«Разгадай код и дополни»

Что развивает: память, внимание, мышление, логику

Ребенку предъявляется ряд изображений, которые подобраны по определенному принципу. Задача – разгадать этот принцип (код) и дополнить ряд.

Например, последовательность:


Какую фигуру нужно поставить вместо знака вопроса:


Картинки из Акимова Г. Е. «SUPERинтеллект. Эффективный тренинг для развития природной гениальности»

«Геометрический шифр»

Что развивает: внимание, память, логику, мышление, речь

Ребенку предлагается следующая схема:

И условия:


Таким образом кодируется слово/фраза, которую нужно расшифровать. Например:

Картинки из Харт-Дэвис А. «Удивительные математические головоломки»

«Переверни чашки»

Что развивает: внимание, мышление, логику

Перед ребенком в ряд ставится семь чашек дном вниз. За один ход можно переворачивать три чашки (не больше и не меньше). Задача: за три хода правильно поставить все чашки.

«Викторина»

Что развивает: внимание, память, мышление, речь

Перед началом игры необходимо составить ряд вопросов на общий интеллект, знания, эрудицию, сообразительность. Вопросы могут быть как с вариантами ответов (Сколько планет в солнечной системе? А) 6; Б) 3; В) 8; Г) 9.), так и без (Сколько всего в России было императоров?).

Для повышения интереса к игре можно присуждать ребенку баллы за каждый правильный ответ, а потом обменивать их на призы. Или же устроить небольшое соревнование между детьми, кто даст больше правильных ответов.

«Загадки с подвохом»


Что развивает: внимание, память, мышление, логику, речь

Существует огромное множество загадок с подвохом, разгадывать которые интересно и взрослым, и детям:

  • Могут ли руки быть местоимением? Если да, то когда? (Когда они вы-мы-ты)
  • Какая птица, станет самой большой в Европе, если потеряет всего лишь одну букву? (Иволга)
  • Какой месяц самый короткий? (Май – всего три буквы)
  • Когда черному коту войти в дом легче всего? (Когда открыта дверь)
  • В каком месяце болтливая девочка говорит меньше всего? (В феврале – короткий месяц)

Найти такие загадки можно в книгах или в интернете.

Детский мир уникален. Он обладает своей лексикой, своими нормами, своими кодексами чести и забавами. Это признаки волшебной страны, имеющей название «Игра». Эта страна необыкновенно радует, увлекает детей, заполняет собой все время и является делом очень важным. Малыши живут и развиваются в игре. И не только малыши. Игра захватывает всех своей притягательной романтикой, волшебством и неповторимостью. Бытует мнение, что каждое поколение увлекается своими играми. И это правда. Изменяется время, изменяется культура, изменяется игра. Сегодня сформировалось новое направление, названное «Интеллектуальная игра для детей».

Эти игры помогают раскрыться талантливым, необычайно эрудированным детям, для которых наука, новые знания, многообразие творчества носят первостепенный характер. В отличие от научных конференций, разных олимпиад и факультативов, интеллектуальная игра для детей превращает серьезную деятельность в красочное зрелище, в захватывающее состязание, в яркий праздник. Поэтому такие игры нравятся не только детям. В них с удовольствием принимают участие подростки, студенты. И даже взрослые, заинтересовавшись игрой, с удовольствием присоединяются к играющим.

Правильная организация отдыха имеет большое значение. Умственные нагрузки, холодная пора года сильно истощают физическое и психологическое состояние ребенка. Поэтому летом просто необходимо отдохнуть. Грамотно организовать процесс творческой самореализации, обогащения дополнительными знаниями может только интеллектуальная игра в лагере. Такие игры - творческая деятельность, в которой дети демонстрируют свое понимание жизни, раскрывают мысли, стремления, а подчас и чувства.

Примеры игр

«Сложный ответ»

Один из детей (выбранный ведущий) задает очень простые вопросы, подразумевающие ответы «Да», «Нет». Остальные участники игры должны дать ответ, при этом использовать слова «Да», «Нет» категорически запрещено.

«Диспут»

Все дети разделяются на две команды. Вожатый или воспитатель раскрывает детям определенную тему. Первая команда должна утверждать, пытаясь доказать известными фактами, а вторая - напротив, должна найти факты, чтобы доказать противоположную сторону.

«Составь пословицу»

Детям выдают листочки с написанными двумя словами. Из этих слов нужно составить пословицу. Например, слова: свет - тьма. Выигрывает тот ребенок, который первый правильно озвучит известную пословицу.

Все дети любят сказки. Именно поэтому в советское время все лагеря проводили конкурс на лучшее театрализованное представление известных сказок. Сегодняшние дети не очень любят участвовать в таких спектаклях. Поэтому интеллектуальная игра для детей, включающая в себя множество различных сказок, будет очень полезна.

Сценарий игры «Мир сказок»

В такой игре предполагается наличие четырех команд-отрядов.

Конкурс 1

Называется любая сказка. На последнюю букву этой сказки нужно назвать новую. Действие происходит по кругу. Выбывает из участия команда, не подобравшая в течение 5 секунд необходимого названия сказки.

Конкурс 2

Необходимо придумать хвалебную оду любому Всем командам выдаются заготовленные рифмы:

галка - палка,
носок - песок.

Конкурс 3

Продумать и театрализовать встречу трех абсолютно разных персонажей. Например, таких как:

  • Конек-Горбунок, Алладин, Баба-Яга.
  • Русалочка, Старик-Хоттабыч, Винни-Пух.
  • Змей Горыныч, Золушка, Маугли.
  • Красная Шапочка, Пятачок.

Конкурс 4

Капитаны тянут жребий. Каждая команда получает свою сказку. Не употребляя слов, исключительно пантомимой, команда должна продемонстрировать сказку, чтобы зрители угадали ее название. Варианты сказок:

  • «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».

Конкурс 5

Продумать и театрализовать небольшую сказку-историю, в которой будут применены три волшебных предмета: скатерть-самобранка, ковер-самолет, магическое зеркало.

Конкурс 6

Театрализовать известную сказку «Три поросенка» в национальном стиле. Можно использовать африканский стиль, индийский, английский. В этом действии учитывается подбор соответствующих животных, передача колорита, подражание стилю и даже акценту.

Такой сценарий интеллектуальной игры можно дополнять конкурсами, если дети войдут в азарт. Для этого нужно заранее заготовить несколько дополнительных конкурсов. По окончании, конечно, подводится итог, и награждаются победители - как лучшие сказочники.

В мире существует некоторый досадный стереотип - креативное развитие направлено на развитие маленьких детей или младших школьников. Зачастую в школах и лагерях тщательно подбираются интеллектуальные игры для младших школьников. Но подростки и старшеклассники также нуждаются в развитии творческого и креативного потенциала. Именно поэтому предложите старшим детям создать клуб интеллектуальных игр. Заинтересуйте их не только самими играми, но и планированием работы с младшими детьми.

Несколько игр, которые понравятся старшеклассникам, предложены вашему вниманию.

Игры для старших детей

«Театр аббревиатур»

Игра требует прекрасного актерского мастерства.

Один из игроков выходит за дверь. Остальные придумывают слово. Буквы этого слова распределяются между играющими детьми. Каждая буква характеризует тип поведения. Например «з» - зависть, «о» - озорство. Когда ведущий входит в комнату, игроки должны показать ему пантомимы. Необходимо определить, какую черту характера ему демонстрируют, и из полученных букв сложить правильное слово.

«Море волнуется»

Все игроки придумывают по одному слову и в порядке очереди называют их вслух. Заключающий эту цепочку игрок называет свое слово и приобретает роль рассказчика. Он начинает рассказывать выдуманную историю, в которую необходимо связно включить все названные игроками слова. Игрок, слово которого было произнесено, должен выйти из цепочки и отойти подальше от своего места. Рассказчику необходимо запутать игроков своим повествованием. Например, долго не произносить ни одного из слов игроков, а затем назвать несколько слов сразу. Рассказ должен закончиться фразой «море волнуется». Эта фраза является сигналом, по которому все игроки стремятся вернуться на свои места. Тот, кто не успел, становится рассказчиком.