Правила игры с если то. Карточная игра "тысяча"

Или более, тот и является победителем в игре и забирает заявленный «банк» — очки,находящиеся на кону игры. Игрок находящийся в этот момент на втором месте — не получает ничего, но и ничего не теряет, Игрок занявший третье место, теряет количество очков заявленного «банка».

Особенностью игры является использование так называемых "марьяжей".

Количество карт, участвующих в игре, — 24, 24 карты делятся на 4 масти, старшинство карт в каждой масти по возрастанию такое: девятка, валет, дама, король, десятка, туз.

При подсчете очков во взятках используются номиналы:

Сумма очков всех карт в игре — 120 очков. Сумма очков карт одной масти — 30 очков.

Номиналы козырных марьяжей (дама и король):

Масть марьяжа

Стоимость марьяжа

Червовый

Бубновый

Трефовый

Взятка

Под взяткой подразумевается забирание группы карт противников себе, посредством побития их карт своей, более сильной, картой. Стоимость карт в каждой взятке суммируется, принося игроку очки, которые фиксируются по итогам каждого кона. Каждый кон первым ходит игрок выигравший торги (см. ниже), далее ход может перейти к другому игроку, если он побьёт карты соперников и возьмёт взятку. Каждый ход игроки выкладывают по одной карте, первым выкладывает карту игрок, получивший право хода (в начале кона это - выигравший торги, далее - любой игрок, взявший взятку). На выложенную карту игроки по очереди кладут свою карту по часовой стрелке. На выложенную карту можно положить только карту той же масти, если карт такой масти у игрока нет - он обязан класть козырь, если козырь в кону не объявлен и у игрока нет карт этой масти (либо нет козыря), то он вправе положить любую карту по своему усмотрению. При этом действуют следующие правила взятки:

  • Взятку забирает игрок, чья карта старше в масти, объявленной первой картой (см. выше старшинство карт), если она не была перебита козырем;
  • Если на первую карту кладётся карта другой масти (не козырь), то она считается сброшенной и не может претендовать на побитие взятки;
  • Если на первую карту положено более одного козыря - взятку забирает игрок, положивший старший козырь.

Козырь

В начале каждого кона игры козырей нет и все масти играют на равных условиях. Игрок, имеющий на руках "марьяж" (см. выше) имеет право при возможности объявить козырь ("захвалить козырь"). С этого момента масть объявленного марьяжа считается козырем кона, до тех пор пока кон не закончится либо кто-то из игроков не "захвалит" другой козырный марьяж, в этом случае козырь меняется и предыдущий козырь более не действует.

Козырный марьяж

Козырным марьяжем считается король и дама одной масти на руках у одного игрока. Марьяж можно получить либо сразу после раздачи, либо забрав прикуп выиграв торги. Половинку марьяжа (короля или даму) можно также получить при сносе карт игроком, выигравшем торги. Вся игра построена на использовании козырных марьяжей и каждый игрок стремится их получить, поскольку объявление козырного марьяжа ("захваление козыря") приносит игроку очки, равные стоимости марьяжа. Кроме того, объявление марьяжа назначает козырь в текущем кону и все карты той же масти что и объявленный марьяж становятся козырными, т.е. бьют любую другую масть. Очки за объявленные марьяжи прибавляются к сумме очков, набранных посредством взяток. Очки за объявление нескольких марьяжей в течение одного кона суммируются.

Если одним из игроков был объявлен козырный марьяж, другой игрок может при возможности забрать марьяжную даму тузом или десяткой той же масти и получить право "перехвалить", т.е. объявить свой собственный марьяж, если таковой имеется.

При "перехвалении" (объявлении другого козырного марьяжа в течение одного кона) предыдущий козырь превращается в обычную масть и в силу вступает козырь последнего марьяжа.

Тузовый марьяж

Если у игрока есть 4 туза, то если он взял взятку и после этого заходит с туза, ему добавляется 200 очков.

Болт

Если в процессе розыгрыша кона игрок не взял ни одной взятки, ему записывается "болт" (визуально отображается в результатах игры как прочерк). За три болта в течение игры с игрока списывается 120 очков, болты аннулируются, а при повторном получении трех болтов процедура повторяется.

Торговля

После раздачи карт игроки смотрят свои карты и определяют сколько очков они могут набрать. После этого они заявляют свои ставки.

Под заявлением ставки подразумевается объявление количества очков, которые игрок обязуется взять в текущем кону.

Торговля начинается сразу после раздачи. Игрок на которого выпало право первой заявки обязан заявить ставку минимум в 100 очков.

Торги идут с шагом в 5 очков, т.е. каждый игрок может повышать ставку либо на 5 очков, либо на любое число, кратное пяти. Выигравший торги получает право первого хода и обязан взять в течение кона не менее заявленного количества очков — в этом случае заявленное количество очков будет прибавлено к его счёту, в противном случае с его счёта списывается заявленная сумма.

Прикуп не вскрывается если за него не было торга, то есть прикуп забрал тот, кто заявил обязательную ставку в 100 очков и другие игроки отказались от торгов.

Игрок выигравший торги получает право первого хода и заказывает игру, то есть заказывает количество очков, которое он обязуется взять.

Ограничения при торговле

Во время торгов существуют правила, ограничивающие количество очков которые может заявить игрок:

  • Игрок не может делать ставку более 120 очков, не имея на руках марьяжа
  • Игрок не может делать ставку более 160 очков, если имеет на руках только пиковый марьяж
  • Игрок не может делать ставку более 180 очков, если имеет на руках только трефовый марьяж
  • Игрок не может делать ставку более 200 очков, если имеет на руках только бубновый марьяж
  • Игрок не может делать ставку более 220 очков, если имеет на руках только червовый марьяж

При наличии двух и более марьяжей ограничение увеличивается соответственно сумме номиналов марьяжей.

Ход игры

Игрок, выигравший торги, ходит первым. Остальные игроки кладут по одной карте соответствующей масти (если такой нет, то козыря; если нет козыря, то любую на своё усмотрение). Тот игрок, чья карта окажется самой старшей, забирает карты себе и получает право первого хода. Игрок, имеющий право хода, может объявить ("захвалить") марьяж.

По окончании кона происходит подсчёт взятых очков — взятки плюс стоимость объявленных марьяжей. Если выигравший торги игрок набрал заявленную сумму очков, она начисляется ему на счёт, если нет — списывается с его счёта. Всем остальным игрокам начисляются набранные ими очки.

Подсчёт очков

По окончании кона игроки считают набранные ими очки согласно номиналу карт. Сумма набранных очков округляется кратно пяти вниз при двух очках и вверх при трёх очках.

Например: 17 очков = 15; 18 очков = 20.

Данное правило не действует для выигравшего торги — если до заявленной им суммы не хватает хотя бы одного набранного очка, набранная им сумма очков не учитывается.

К сумме очков, полученных посредством взяток, прибавляется стоимость объявленных марьяжей.

Правила игры,
если кто-то «сидит на бочке»

Если игрок в сумме набирает 880 очков, он "садится на бочку".

Чтобы выиграть игру, сидящий на бочке должен достичь планки в 1000 очков (то есть набрать всего 120 очков). Таким образом для победы необязательно иметь на руках марьяж, если на руках "небитка", позволяющая забрать все взятки (сумма 120).

"Сидящему на бочке" предоставляется три попытки набрать выигрышную сумму очков. Если по итогам трёх раздач игрок не выигрывает — он "слетает с бочки", т.е. его счёт уменьшается на 120 очков и для победы нужно снова "влезть на бочку" (набрать 880 очков).

Одновременно на бочке может сидеть только один игрок. Если на бочку садится другой игрок, первый с нее слетает (штраф 120). Если два игрока садятся на неё вместе, то один из них слетает.

Прикуп на сотне

Если игрок, «сидящий на сотне», выигрывает торговлю (то есть остальные игроки сразу сказали «пас»), то прикуп не показывается.

Роспись игры

Если игрок видит, что он заведомо не может набрать заказанную при торговле ставку, он может расписать игру. При этом он отнимает у себя сумму заказа и пишет соперникам по половине от суммы заказа.

Обнуление при ±555 очков («самосвал»)

При достижении любым игроком после очередной раздачи 555 или -555 очков, очки этого игрока становятся равным 0.

Пересдача

При начале торговли любой игрок может заявить о пересдаче (на игровом поле появляется дополнительная кнопка «Пересдать»). В этом случае карты раздаются заново (штрафов и премий никто не получает). Пересдавать можно, если:

  • Сумма карт на руках у игрока меньше 13 очков
  • На руках у игрока три девятки
  • На руках у игрока четыре валета

Также о пересдаче может заявить выигравший торговлю игрок, если в прикупе:

  • Сумма карт меньше 5 очков
  • Две девятки
  • Три валета

Золотой кон

Вы можете выбрать вариант игры — с правилом «Золотого кона» или без.

Правило таково: в ходе первых раздач (их количество = количеству игроков) каждый игрок должен сыграть на заказ в 120 очков в свою очередь.

Все очки, штрафы и болты, набранные игроками, пишутся в двойном размере. Если на своём прикупе ни один игрок не набирает 120 очков, то очки обнуляются, и начинается обычная игра.

В золотом коне также существует несколько договорённостей:

  • Если никто не берёт заказ, происходит обнуление
  • Очки, получаемые за объявление марьяжей, также удваиваются

Игровые бонусы

Бонус «Показать карты»

Показыает список карт на руках у противников

Бонус «Показать масти прикупа»

Бонус «Показать прикуп»

Показать одну карту прикупа на выбор

Несмотря на то, что Правило 11 о положении “вне игры” (широко используется также английский термин “офсайд”) является самым коротким правилом игры в футбол из 17 существующих, оно чаще всего толкуется неправильно. Данное правило возникло в XIX веке в средних школах Великобритании и было предназначено для того, чтобы предотвратить случаи, когда игроки “околачивались” у ворот соперника, ожидая паса от своих товарищей. Хотя с тех пор правило офсайда несколько раз менялось по мере развития самой игры, его предназначение остается прежним. Совсем недавно, в 2005 году, ФИФА изменила данное правило, чтобы избежать штрафа для тех игроков, которые не принимают участия в текущих игровых действиях.

Шаги

Правило офсайда

    В положении “вне игры” можно оказаться лишь на противоположной половине поля. Футболист может попасть в положение офсайда только на половине поля соперника. Цель данного правила заключается в том, чтобы помешать атакующим игрокам находиться слишком близко к воротам соперника в ожидании паса.

    Обратите внимание на позицию игрока относительно мяча. Футболист может пребывать в положении “вне игры” лишь в том случае, если он находится между мячом и воротами соперника.

    Посмотрите на позицию двух ближайших к воротам защитников. Атакующий игрок не пребывает в положении “вне игры” до тех пор, пока по меньшей мере двое защитников находятся перед ним или на одной линии с ним. Если между нападающим и воротами остался один игрок соперника или их нет вовсе, и при этом выполняются оба условия, приведенные выше, атакующий футболист находится в положении “вне игры”.

    • Хотя обычно одним из ближайших к воротам защитников оказывается голкипер, принимаются во внимание все игроки защищающейся команды.
  1. Офсайд игрока фиксируется лишь в тот момент, когда к мячу прикасается его товарищ по команде. За простое нахождение в положении “вне игры” штраф не предусмотрен. Арбитр обращает внимание на положение атакующего игрока только тогда, когда один из его товарищей по команде касается мяча. В тот момент, когда игрок атакующей команды отдает пас, фиксируется положение каждого его товарища по команде и определяется, находится ли кто-либо из них в положении “вне игры”. При этом рассматривается позиция каждого игрока в момент паса, вне зависимости от его последующих перемещений. Данная диспозиция изменяется лишь тогда, когда мяча касается другой нападающий (после чего офсайд “пересчитывается” заново), либо если мяча намеренно касается игрок защищающейся команды (в результате чего все положения офсайда аннулируются).

    • Именно поэтому часто можно наблюдать, как нападающие делают рывок после отдачи паса, стремясь забежать за спины защитников. Если атакующий игрок получает мяч, находясь ближе к воротам соперника, чем защитники, офсайд не фиксируется в том случае, если в момент отдачи паса перед нападающим (или на одной линии с ним) было не менее двух игроков противника.
  2. Игра останавливается лишь в том случае, если находящийся в офсайде игрок принимает активное участие в игровых действиях. Судья может наказать игрока за положение “вне игры”, если тот участвует в игре или пытается извлечь выгоду из своего положения. При этом игра может быть остановлена в любой момент до тех пор, пока мячом не завладеет защищающаяся команда. Вот несколько примеров ситуаций, в которых арбитр может остановить игру:

    • Товарищ по команде передает пас находящемуся в офсайде игроку.
    • Игрок атакующей команды бьет по мячу, тот отскакивает от защитника и попадает футболисту, пребывающему в положении “вне игры”.
    • Находящийся в офсайде игрок мешает защитнику добраться до мяча.
    • Нападающий бьет по воротам, в то время как его напарник, находясь в офсайде, собирается сыграть на добивании.
  3. Наблюдайте за арбитром. Если при просмотре матча вы полагаете, что возможна остановка игры ввиду положения “вне игры”, обратите внимание на бокового арбитра. Заметив, что находящийся в офсайде футболист вмешивается в игру, боковой арбитр поднимет флажок вертикально. В этом случае главный судья может дать свисток, останавливая игру, и поднять руку в знак того, что обороняющейся команде предоставляется право на непрямой свободный удар. Если судья не сделал этого, значит он отклонил решение бокового арбитра.

    Наказание за положение “вне игры”. В качестве возмещения за офсайд обороняющейся команде предоставляется право на непрямой свободный удар. Этот удар производится с того места, где было зафиксировано нарушение. При свободном ударе игроки команды соперника должны находиться к мячу не ближе, чем 9,15 метров до тех пор, пока не будет произведен удар.

    • Если нарушение произошло в пределах штрафной площадки, игроки атакующей команды должны покинуть эту площадку до тех пор, пока мяч не окажется за ее пределами.
    • Если нарушение произошло в пределах вратарской площадки, защищающаяся сторона получает право провести свободный удар с любого места этой площадки.

Исключения и пограничные случаи

  1. Ознакомьтесь с ситуациями, в которых офсайд не влечет за собой штрафных мер. Игрок не может быть наказан за положение “вне игры” в тех случаях, если мяч попадает к нему непосредственно после вбрасывания мяча из-за боковой линии, углового удара или удара от ворот. В этих ситуациях мяч остается в игре, и все текущие положения “вне игры” отменяются.

    Случаи, в которых аннулируются все текущие положения “вне игры”. Когда мяч попадает к обороняющейся команде, все текущие положения “вне игры” футболистов атакующей команды отменяются. Теперь любой атакующий игрок, находившийся ранее в офсайде, может принимать активное участие в игре. Однако существуют сложные пограничные случаи. Хотя окончательное решение всегда остается за главным арбитром, полезно руководствоваться следующими общими правилами:

    • Офсайды остаются в силе в том случае, если мяч слегка задел защитника или отскочил от него. Под это правило подпадают и ситуации, когда защитник непроизвольно отклонился от мяча, хотя в этом случае многое зависит от мнения судьи.
    • Офсайды не отменяются в том случае, если защитник спасает свои ворота от неминуемого гола. Эта мера предотвращает ситуацию, при которой находящиеся в офсайде игроки получили бы преимущество, собираясь сыграть на добивании.
    • Находящийся в офсайде игрок получает право вмешаться в игру лишь после того, как контроль над мячом перейдет к защищающейся команде. Это довольно субъективно, так как обычно находящийся в офсайде игрок может свободно перемещаться по полю.
  2. Учитывайте защитников, выбежавших за пределы поля. Если игрок обороняющейся команды выбежал за линию поля, он по-прежнему учитывается при определении офсайда.

    Учитывайте удаленное влияние игроков, находящихся в положении “вне игры”. Даже если такой игрок не приближается к мячу, он может заработать штраф в том случае, если перекрывает поле зрения защитникам, мешая им обороняться. После незначительного изменения правил в 2013 году это остается единственным случаем, при котором находящийся в офсайде игрок может заработать штраф, не вступая в соприкосновение с защитниками и мячом. Жестикуляция и крики не нарушают правил, хотя из-за них и можно заработать наказание за неспортивное поведение.

Поле для игры

Размеры

Поле для игры имеет форму прямоугольника. Боковая линия должна быть длиннее линии ворот.

Длина: минимум 90 м - максимум 120 м, ширина: минимум 45 м - максимум 90 м.

В международных матчах размеры поля иные: длина минимум 100 м - максимум 110 м, ширина минимум 64 м - максимум 75 м.

Разметка

Разметка поля для игры производится с помощью линий. Эти линии входят в площадь, которую они ограничивают. Две длинные линии, ограничивающие поле для игры, называются боковыми, две короткие - линиями ворот. Ширина любой из линий не превышает 12 см.

Поле для игры делится на две половины с помощью средней линии.

Посередине средней линии делается отметка центра поля. Вокруг нее проводится окружность радиусом 9,15 м.

Площадь ворот

Площадь ворот обозначается в конце каждой из половин поля следующим образом:

Из точек на расстоянии 5,5 м от внутренней стороны каждой стойки ворот, под прямым углом к линии ворот, в глубь поля проводятся две линии. На расстоянии 5,5 м эти линии соединяются другой линией, параллельной линии ворот. Зона, ограничиваемая этими линиями и линией ворот, называется площадью ворот.

Штрафная площадь

Штрафная площадь обозначается в конце каждой из половин поля следующим образом. Из точек на расстоянии 16,5 м от внутренней стороны каждой стойки ворот, под прямым углом к линии ворот, в глубь поля проводятся две линии. На расстоянии 16,5 м эти линии соединяются другой линией, параллельной линии ворот. Зона, ограничиваемая этими линиями и линией ворот, называется штрафной площадью.

Внутри каждой штрафной площади делается 11-метровая отметка - на расстоянии 11 м от точки, находящейся между стойками ворот и на равном расстоянии от них. За пределами штрафной площади проводится дуга окружности радиусом 9,15 м, центром которой служит 11-метровая отметка.

Флаги

В каждом углу поля устанавливаются флаги, которые крепятся на флагштоках, не имеющих заостренного верхнего наконечника, высотой не менее 1,5 м. Флагштоки могут устанавливаться и по обоим концам средней линии, на расстоянии не менее 1 м за пределами боковой линии.

Угловой сектор

От каждого углового флага внутрь игрового поля проводится четверть окружности радиусом 1 м.

Ворота

Ворота должны размещаться по центру каждой из линий ворот. Они состоят из двух вертикальных стоек, находящихся на равном расстоянии от угловых флагов и соединенных вверху горизонтальной перекладиной.

Расстояние между стойками - 7,32 м, а расстояние от нижнего контура перекладины до поверхности земли - 2,44 м.

Стойки и перекладины ворот должны быть белого цвета. Ворота должны быть надежно закреплены на земле. Использование переносных ворот допустимо лишь в случае их соответствия данному требованию.

Мяч

Качество и параметры

Имеет сферическую форму и длину окружности не более 70 см и не менее 68 см. На момент начала матча весит не более 450 г и не менее 410 г.

Имеет давление, равное 0,6 -1,1 атмосферы (600 - 1100 г/кв. см) на уровне моря (от 8,5 фунта/кв. дюйм до 15,6 фунта/кв. дюйм)

Замена поврежденного мяча

Если мяч во время игры лопнул или получил повреждение:

  • игра останавливается
  • игра возобновляется запасным мячом с розыгрыша "спорного мяча" в том месте, где мяч пришел в негодное состояние.
Если мяч лопается или получает повреждение в момент, когда он не был в игре - при начальном ударе, ударе от ворот, угловом, штрафном, свободном ударе, ударе с 11-метровой отметки или вбрасывании, игра возобновляется соответствующим образом.

Мяч может быть заменен во время игры только по указанию судьи.

Игроки

Матч проводится с участием двух команд, с числом игроков в каждой - не более одиннадцати, включая вратаря. Матч не может начинаться, если в состав любой из команд входит менее семи игроков.

В любом матче официального соревнования, организуемого под эгидой ФИФА, конфедераций или национальных федераций, разрешается замена не более трех игроков.

В регламенте соревнований должно быть оговорено количество заявляемых запасных - от трех до семи, но не более.

Экипировка

Игрок не должен использовать такую экипировку или одевать на себя то, что представляет опасность для него самого или для другого игрока (включая любого рода ювелирные изделия).

Обязательными элементами экипировки игрока являются:

  • рубашка или футболка
  • трусы - если используются подтрусники, то они должны быть того же основного цвета, что и трусы
  • гетры
  • щитки (полностью закрываются гетрами, обеспечивают достаточную степень защиты)
  • обувь
Цвет одежды каждого вратаря должен отличать его от остальных игроков, судьи и помощников судьи.

Судья и помощники

Каждый матч контролируется судьей, имеющим все полномочия по обеспечению соблюдения правил игры в том матче, на который он назначен. Решения судьи по фактам, связанным с игрой, являются окончательными. Судья может изменить решение только в случае, если он поймет его ошибочность или (на его усмотрение) по рекомендации помощника судьи, но при условии, что он еще не возобновил игру. Назначаются два помощника судьи, в чьи обязанности (в зависимости от решения судьи) входит сигнализировать:

  • когда мяч полностью вышел за пределы поля
  • какая из команд имеет право на угловой удар, удар от ворот или сбрасывание
  • когда игрок может быть наказан за нахождение в положении вне игры
  • когда поступает просьба о замене игрока
  • о случаях недисциплинированного поведения или любых иных инцидентах, происходящих вне поля зрения судьи
  • в тех случаях при совершении нарушения, когда помощники находятся ближе к месту действия, чем судья (сюда входят, в частности, нарушения, совершенные в штрафной площади)
  • в тех случаях, когда при 11 -метровом штрафном ударе вратарь сдвинулся вперед с места до удара по мячу, а мяч пересек линию.
В случае необоснованного вмешательства или некорректного поведения судья освобождает помощника судьи от его обязанностей и подает рапорт в соответствующий орган.

Игровое время

Продолжительность игры - два равных тайма по 45 минут (если судья и две команды-участницы матча не согласовали иного варианта). Любая договоренность об изменении продолжительности игрового времени (к примеру, о сокращении каждого тайма до 40 минут из-за недостаточности освещения) должна быть достигнута до начала игры и должна отвечать правилам соревнований.

Перерыв между таймами

Игроки имеют право на перерыв между двумя таймами. Перерыв между таймами не должен превышать 15 минут.

В регламенте соревнования должна указываться продолжительность перерыва между таймами.

Добавленное время

К продолжительности любого из обоих таймов добавляется все время, ушедшее на:

  • замену (замены)
  • оценку серьезности травм игроков
  • транспортировку травмированных игроков с поля для оказания помощи
  • умышленное затягивание времени игры
  • любые иные причины
Продолжительность добавленного времени определяет только судья.

11-метровый удар

Для выполнения 11-метрового удара, назначенного в конце любого из таймов основного или добавочного времени, выделяется дополнительное время.

Недоигранный матч

Недоигранный матч переигрывается, если в правилах соревнования не содержится иного положения.

Начало и возобновление игры

Перед началом матча проводится жеребьевка, и одна из команд получает право выбрать ворота, которые она будет атаковать в первом тайме матча. Противоположная команда выполняет начальный удар в матче.

Команда, выбравшая по жребию ворота, выполняет начальный удар во втором тайме матча.

Во втором тайме матча команды меняются воротами.

Спорный мяч

"Спорный мяч" - это способ возобновления игры после временной остановки, в которой возникла необходимость в то время, пока мяч находился в игре, - по любой причине, не предусмотренной Правилами игры.

Повтор розыгрыша "спорного мяча" производится:

  • если игрок коснется мяча до того, как мяч коснется земли
  • если мяч выйдет за пределы поля после касания земли, но ни один игрок его не коснется.
Мяч не в игре

Мяч считается вышедшим из игры, если:

  • он полностью пересек линию ворот или боковую линию - по земле или по воздуху
  • игра была остановлена судьей.
Мяч в игре

В течение всего остального времени мяч находится в игре, включая случаи, когда:

  • он отскакивает от стойки ворот, перекладины, или углового флага и остается в поле
  • он отскакивает от судьи или от помощника судьи, находящихся в пределах поля.
Гол

Мяч считается забитым в ворота, если он полностью пересек линию ворот между стойками и под перекладиной, при условии, что перед этим забившая гол команда не нарушила Правила игры.

Команда-победитель

Команда, забившая в течение матча большее количество голов, считается победителем. Если обеими командами забито равное количество голов или не было забито ни одного гола, то матч заканчивается с ничейным результатом.

Положение "вне игры"

Положение игрока "вне игры" не является само по себе нарушением правил. Игрок находится в положении "вне игры", если:
- он ближе к линии ворот соперника, чем мяч и предпоследний игрок соперника.
Игрок не находится в положении "вне игры", если:

  • он на своей половине поля
  • он на одной линии с соперником, находящимся в предпоследней позиции или
  • он на одной линии с двумя последними игроками противоположной команды.
Нарушения

Игрок, находящийся в положении "вне игры", наказывается за это только в том случае, если, в момент касания мяча или удара по мячу кем-либо из его партнеров по команде, он, по мнению судьи, активно участвует в игровых действиях, а именно:

  • вмешивается в игру или
  • мешает играть сопернику или
  • получает преимущество благодаря своей позиции.
Отсутствие нарушения

Нарушения с точки зрения положения "вне игры" нет, если игрок получает мяч непосредственно после:

  • удара от ворот
  • вбрасывания из-за боковой линии
  • углового удара.
За любое нарушение, связанное с положением "вне игры", судья назначает свободный удар, выполняемый игроком противоположной команды с места, где произошло нарушение.

Нарушение правил и недисциплинированное поведение игроков

Штрафной удар

Право выполнения штрафного удара предоставляется противоположной команде в случае совершения игроком любого из следующих шести нарушений, в которых судья расценил его действия как небрежные, безрассудные или чрезмерно физически агрессивные:

  • удар или попытка ударить соперника ногой
  • подножка или попытка сделать сопернику подножку
  • прыжок на соперника
  • атака соперника
  • удар или попытка ударить соперника рукой
  • толчок соперника
Право выполнения штрафного удара также дается противоположной команде, если игрок совершит любые из следующих четырех нарушений:
  • при отборе мяча у соперника соприкоснется с ним до того, как дотронуться до мяча
  • задержит соперника
  • плюнет в соперника
  • умышленно сыграет мяч рукой (кроме вратаря в своей штрафной площади).
Штрафной удар выполняется с места, где произошло нарушение.

11-метровый удар

11-метровый удар назначается при любом из вышеприведенных десяти нарушений, если оно совершено игроком в пределах штрафной площади своих ворот, независимо от места нахождения мяча, но при условии, что мяч находится в игре.

Свободный удар

Право пробить свободный удар предоставляется противоположной команде, если вратарь, находясь в пределах своей штрафной площади, совершит любое из следующих пяти нарушений:

  • будет контролировать мяч руками более шести секунд, прежде чем выпустит его из рук
  • снова коснется мяча руками после того, как выпустит его, но мяч не коснется любого другого игрока
  • коснется мяча руками после того, как партнер по команде преднамеренно отдаст ему пас
  • коснется мяча руками при получении его непосредственно после сбрасывания, выполненного его партнером по команде.
Свободный удар назначается и в том случае, если игрок, по мнению судьи:
  • сыграет опасно
  • блокирует продвижение соперника
  • помешает вратарю выпустить мяч из рук
Свободный удар выполняется с места, где произошло нарушение.

Дисциплинарные санкции

Игрок получает предупреждение с показом желтой карточки в случае совершения любого из следующих семи нарушений:

  • Неспортивное поведение
  • Демонстрация несогласия (словом или жестом) с решением судьи
  • Систематическое нарушение Правил игры
  • Затягивание возобновления игры
  • Несоблюдение требуемого расстояния при возобновлении игры угловым, штрафным или свободным ударами
  • Выход или возвращение на поле без разрешения судьи
  • Самовольный уход с поля без разрешения судьи.
Игрок удаляется с поля с показом красной карточки, если он совершает любое из следующих семи нарушений:
  • Серьезное нарушение правил игры
  • Агрессивное поведение
  • Плевок в соперника или любое другое лицо
  • Умышленная игра рукой, помешавшая сопернику забить гол или лишившая его явной возможности забить гол (это не относится к вратарю в пределах его штрафной площади)
  • Лишение соперника, продвигающегося к воротам, явной возможности забить гол с помощью нарушения, наказуемого свободным, штрафным или 11-метровым ударом
  • Оскорбительные, обидные или нецензурные выражения и/или жесты
  • Второе предупреждение в течение одного и того же матча.
Удаленный игрок должен покинуть пределы поля с прилегающим пространством, включая техническую зону.

Красная или желтая карточка может показываться только игроку, запасному игроку или замененному игроку.

Штрафной и свободный удары

Виды ударов

Как при штрафном, так и при свободном ударе мяч в момент выполнения удара должен лежать неподвижно, а выполняющий удар игрок не имеет права вторично коснуться мяча, прежде чем мяч не коснется другого игрока.

Штрафной удар

  • если мяч со штрафного удара попадает непосредственно в ворота противоположной команды, гол засчитывается
  • если со штрафного удара мяч попадает непосредственно в собственные ворота, противоположная команда получает право на угловой удар.
Свободный удар

Мяч может быть засчитан лишь в том случае, если после удара и перед попаданием в ворота мяч коснется другого игрока.

11-метровый удар

11-метровый удар назначается в ворота команды, игроки которой совершили одно из десяти нарушений, наказуемых штрафным ударом, в пределах своей штрафной площади в то время, когда мяч находился в игре. Гол, забитый с 11-метрового удара, засчитывается.

По окончании каждого из таймов основного или добавочного времени добавляется время, необходимое для выполнения 11-метрового удара.

Мяч устанавливается на 11-метровую отметку.

Вратарь защищающейся команды остается на линии своих ворот, лицом к выполняющему удар игроку, между стойками ворот, до тех пор, пока по мячу не будет произведен удар.

Игроки, кроме выполняющего удар, находятся:

  • в пределах поля
  • за пределами штрафной площади
  • позади 11-метровой отметки
  • на расстоянии не менее 9,15 м от 11-метровой отметки.
Вбрасывание мяча

Вбрасывание мяча является способом возобновления игры. Гол, забитый непосредственно после вбрасывания, не засчитывается.

Вбрасывание назначается:

  • когда мяч полностью пересекает боковую линию - по земле или по воздуху
  • с места, где мяч пересек боковую линию
  • в пользу команды-соперницы игрока, последним коснувшегося мяча.
Процедура вбрасывания мяча

В момент вбрасывания мяча игрок:

  • находится лицом к полю
  • часть его ступней находится либо на боковой линии, либо на земле за пределами боковой линии
  • производит сбрасывание обеими руками
  • вбрасывает мяч движением из-за головы.
Выполняющий вбрасывание игрок не может, вновь коснуться мяча, прежде чем мяч коснется другого игрока.

Мяч находится в игре сразу же после его попадания в пределы поля.

Удар от ворот

Удар от ворот является способом возобновления игры. Гол, забитый непосредственно с удара от ворот, засчитывается, но только в случае, если он забит команде-сопернице.

Удар от ворот назначается, когда:
- мяч полностью пересек линию ворот по земле или по воздуху, последним коснувшись игрока атакующей команды

Порядок выполнения удара от ворот:

  • удар производится игроком обороняющейся команды с любой точки в пределах площади ворот
  • соперники остаются за пределами штрафной площади до тех пор, пока мяч не войдет в игру
  • выполнивший удар игрок не может повторно сыграть мячом, прежде чем мяч коснется другого игрока
  • мяч находится в игре, когда он выбивается непосредственно за пределы штрафной площади.
Угловой удар

Угловой удар является способом возобновления игры. Гол, забитый непосредственно с углового удара, засчитывается, но только в случае, если он забит в ворота противоположной команды.

Угловой удар назначается, когда:
- мяч полностью пересек линию ворот по земле или по воздуху, последним коснувшись игрока обороняющейся команды, но если при этом не забивается гол.

Порядок выполнения углового удара:

  • мяч устанавливается внутри сектора у ближайшего углового флага
  • угловой флаг остается неподвижным
  • соперники располагаются на расстоянии не менее 9,15 м от мяча, пока он не войдет в игру
  • удар по мячу производит игрок атакующей команды.
  • мяч считается в игре, когда по нему нанесен удар, и он находится в движении
  • выполнивший удар игрок не может повторно сыграть в мяч, прежде чем мяч коснется другого игрока.

Приведенные правила, утвержденные Международным советом ИФАБ (издание 2001 г.), публикуются в сокращении

В "101", на территории нашего государства узнали еще в начале XX века. Эта европейская игра получила широкое распространение и популярность. Ее оригинальное название звучит как "мау-мау", но у нас изначально она называлась исключительно как "чешский дурак".

Сегодня существует множество различных вариаций этой игры, каждая из которых носит свое название. Это "фараон", "мавр", "английский дурак" и "пентагон". Детали этих игр несколько отличаются друг от друга, но не существенно. О том, как играть в "101" в карты и какие существуют нюансы, следует разобраться детальнее, если предстоит только первая игра.

Начало игры

Для того чтобы сыграть в карточную игру "101", понадобится стандартная колода, состоящая из 36 карт. Играть могут минимум 2 человека и максимум 4. Разницы в том, как играть в "101" в карты - вдвоем или вчетвером - не существует. Последовательность действий идентична. Игрока, делающего первый ход, определяет жребий, затем каждый ходит по очереди. Человек, раздающий карты, соответственно и начинает игру.

Каждому раздается по 5 карт, только раздающему достается 4 карты, а последняя переворачивается и становится на кон. Колоду откладывают в сторону, не переворачивая ее.

Ход игры

Правила, как играть в карты в "101", достаточно просты. Эта игра не ассоциируется с высоким уровнем сложности, но она очень хорошо развивает внимательность и память. Итак, человек, сидящий слева от первого игрока, должен сделать свой ход. На карту, лежащую на кону, нужно сверху положить карту с тем же значением или такой же точно масти. Если в выданных ему пяти картах не находится подходящая, тогда он тянет одну карту из колоды. В случае неудачи дополнительная карта остается у него, ход пропускается и передается другому игроку. В правилах, как играть в "101" в карты, существуют свои особенности и нюансы. Об этом написано ниже.

Так процесс игры продолжается до того момента, пока один из игроков полностью не сбросит свои карты, после этого все карты, имеющиеся у игроков, открываются и проводится подсчет, очки записываются, и следует новая раздача. Игра длится до того момента, пока счет не дойдет до 101 балла. Если игрок набрал ровно 101 балл, то его счет обнуляется, а вот тот, кто "перебрал", автоматически становится проигравшим.

Особенности

Перед тем как играть в "101" в карты, следует детально изучить все особенности и нюансы этой игры. А именно то, что карты определенной масти и значения позволяют несколько разнообразить ход игры.

Так, например, туз, положенный в масть или на другого туза, запрещает ход следующему игроку. Это очень выгодно, когда играют два человека, то есть право следующего хода остается у ходившего и позволяет ему скинуть еще одну карту.

Дамы - выгодные карты в раздаче, так их можно положить на карту с любым значением и на все масти, при этом человек, положивший даму, еще имеет право заказать масть, выгодную ему. Если в раздаче последняя карта - дама, то у игрока, положившего ее, со счета отнимается 20 очков. А если эта дама еще и пиковой масти, то 40.

Пиковый король тоже имеет особое значение. Если его выкладывают на кон, то следующий игрок обязан взять из колоды 4 карты и пропустить свой ход.

Если играющий положил на кон девятку, то он должен еще раз походить, накрыв карту или еще одной девяткой или той же самой мастью. Причем если такой карты на руках не окажется, он должен тянуть карты из колоды до тех пор, пока не накроет свою девятку.

Семерка на кону также заставит следующего игрока пропустить свой ход и получить две карты из колоды в нагрузку.

С шестеркой ситуация такая же, только из колоды берется всего лишь одна новая карта.

Выучив и хорошо запомнив правила, как играть в карты в "101", можно прогнозировать ход игры и всегда оставаться победителем!

Подсчет очков

Каждый раз перед новой раздачей проводится подсчет карт, точнее, очков, которые остались на руках у игроков. Ценность каждой карты такова, что туз набирает максимальное количество баллов - 11, десятка соответственно своему номеру 10 очков. То же самое с восьмерками, семерками и шестерками - количество очков прямо зависит от их номера. За короля начисляется 4 балла, дама приносит 3, а валет 2 очка. Девятка при подсчете не учитывается, ее ценность равна нулю.

Если последняя карта на кону дама, то у игрока, сбросившего его, отнимается 20 баллов, если это пиковая дама, то отнимается в 2 раза больше.

С современным развитием компьютерных технологий, совершенно не обязательно искать компанию для того, чтобы скоротать время за картами. Сейчас можно легко скачать установочный файл и играть в "101" в карты с компьютером, планшетом или смартфоном. Игра может вестись как с реальными людьми по сети, так и с виртуальными игроками.

Многие из нас, не согласные с решением линейного арбитра, так не вовремя поднявшего этот злосчастный флажок во время атаки нашей любимой команды, чертохвостят лайнсмена, на чем свет стоит. Взмах желтого флага расценивается не иначе как суета красной тряпки. Кричим, негодуем, не задумываясь над тем, что, может быть, он знает немного больше нас, и правильно разобрался в эпизоде.

Сегодняшняя статья станет отличным пособием для тех, кто не до конца понимает все тонкости и нюансы каверзного Правила №11 о положении «вне игры», а для некоторых оценки некоторых фрагментов вызовут удивление или даже введут в ступор, как это случилось со мной, когда я консультировался по некоторым эпизодом с профессиональными арбитрами.

Итак, пред тем как начать разбирать самые трудновоспринимаемые ситуации, в первой части разберем основы положения «вне игры». Согласитесь, ведь нельзя перейти к высшей математике, научиться правильно высчитывать производные и интегралы, не освоив элементарных арифметических основ. Поэтому давайте «окунемся в начальную школу» и освоим или вспомним (кому как удобнее) основы Правила 11.

Часть1. Введение.

Любой фол теоретически может быть оправдан ситуативной необходимостью, тогда как эпизоды, связанные с офсайдом, - это всегда чья-то ошибка. Защиты, нападения, наконец, судьи. Ошибка, которая зачастую кардинальным образом меняет ход игры, а иногда и целого турнира. Вспомним хотя бы "похороны" великолепной сборной СССР в 1/8 финала ЧМ-86 в матче с бельгийцами или гол итальянцев на ЧМ1990 года , непостижимым образом отмененным взмахом линейного арбитра.

А впрочем, стоит ли далеко ходить. Последний ЧМ ознаменовался рядом спорных решений человека со флажком. А какие красивые голы срывались из-за этого: и ударом в падении через себя и элегантной подрезкой пяточкой .

Любой футбольный арбитр от делающих первые шаги на этом поприще до рефери ФИФА были просто не в состоянии не оказаться жертвами офсайдных ловушек. Ошибался каждый и не один раз. Такова футбольная жизнь. Некоторые оплошности откровенно вводят в недоумении. Как он мог этого не разглядеть?!

Как правило, фамилий наших сегодняшних героев никто не знает. Но, именно, они иной раз принимают ключевое решение в матче. К примеру, памятный офсайд в матче Аргентина - Мексика всегда будет ассоциироваться с именем Роберто Розетти, который после этой встречи закончил свою игровую карьеру. А имя того самого лайнсмена, принявшего парадоксальное решение , многие так и не узнали. Он, между прочим, все так же курсирует вдоль боковой линии в итальянском чемпионате, продолжая время от времени .

Или Эвребе, допустим, знает весь мир, а его помощника, который окончательно похоронил карьеру норвежского судьи вот в этом моменте , нет.

Обратный пример. Весь мир отмечал, какого замечательного прогресса добился Говард Уэбб, а имен его помощников, без которых выдающийся прошлый сезон с двумя финалами не состоялся бы, помнят единицы. А ведь Майк Малларки и Даррен Канн идеально провели еврокомпанию 2009/2010, увенчав его фактически безупречной работой на чемпионате мира. Не зря, эти два человека считаются "передовиками" в своем нелегком деле.

Функции помощника на фиксацию «вне игры» в отдельных моментах крайне сложные. Он должен одновременно контролировать мяч, партнера, которому мяч будет направлен, и расположение предпоследнего защищающегося игрока команды соперников, желательно располагаясь на одной линии с ним, проанализировать сложившуюся ситуацию в доли секунды и вынести вердикт. И все это под давлением трибун, которые находятся буквально в паре метров от ассистента, напутствуя недобрыми словами, бросают помимо колкостей и что-то потяжелее, а, иногда, издеваются и более изощренным способом .

Помимо всего этого, в матче бывают моменты, в которых фактически невозможно визуально определить с большой точностью без повторов, было ли нарушение правил. Не забудем и о том, что с ростом качества показа матчей по телевидению работа помощников судьи в части определения офсайда значительно усложнилась.

К примеру, на прошедшем мундиале в матче Португалия - Испания единственный гол был забит из офсайда . И хоть, как посчитали специалисты, офсайд составил всего лишь 22 сантиметра, это ошибка по своей сути не сильно уж и отличалась от оплошности итальянской бригады. Но, с другой стороны, как можно винить арбитров в этой ситуации.

Правило о «вне игры», как ни странно, является одним из самых сложных и каверзных в футболе всех времен, несмотря на то, что текст Правил прост, излагается коротко и ясно. В Правилах игры они размещаются буквально на одной страничке, но говорить о нем можно гораздо больше, чем мы незамедлительно займемся.

Часть 2 . Определение.

Игрок находится в положении «вне игры», если в момент удара по мячу его партнером по команде он находится ближе к линии ворот соперника, чем мяч и предпоследний игрок обороны.

К примеру, в данном случае арбитр, несмотря на все протесты забившей гол команды, поступил совершенно правильно, отменив их гол. Сейчас вы поймете, почему?

Для нахождения игрока в положении «вне игры» надо, чтобы атакующий футболист оказался ближе к воротам соперника, чем мяч, а именно условная линия мяча, параллельная линии ворот и предпоследний игрок обороны. Причем предпоследним игроком обороны может быть не только защитник, но и вратарь, а может оказаться так, что и вратаря в воротах не окажется, а может оказаться и так, что ближе к линии своих ворот окажутся два защитника (причем не обязательно по амплуа, а именно игроки обороняющейся команды), и даже вместе на одной условной линии, параллельной линии своих ворот. Так вот, если атакующий футболист пересечет эту условную линию и окажется ближе к воротам соперника, то находится в положении «вне игры».

А теперь самое необходимое условие, только при выполнении которого, игрок может быть наказан за нахождение в этом положении свободным ударом. Он должен оказаться за этой условной линией раньше, чем его партнер сделает ему передачу или, что еще более точно, нанесет удар по мячу. Т.е., при определении у игрока положения «вне игры» надо учитывать момент удара по мячу его партнером по команде и положение атакующего футболиста относительно мяча и предпоследнего игрока обороны именно в этот самый момент удара по мячу.

Следовательно, важно то, где находился нападающий (опять-таки, не обязательно по амплуа, а именно по ходу развития атаки) в момент удара по мячу его партнером по команде, а не по приему мяча. Может даже оказаться так, что игрок принимает мяч, а вокруг него нет ни одного защитника и кажется, что он находится в 5-метровом офсайде, хотя на самом деле он именно в момент удара по мячу его партнером по команде был в правильном положении.

Может даже получиться так, что игрок принимает мяч на своей половине поля, а помощник поднимает флажок, фиксируя офсайд. Казалось бы, где логика с точки зрения болельщиков и игроков? А на самом деле он просто был в положении «вне игры» в момент удара, а потом вышел из-за этой условной линии и получил мяч.

Этот ролик показывает то, как часто бывает обманчивым впечатление о том был ли действительно нападающий в момент передачи в положении «вне игры». В момент получения мяча офсайд кажется очевидным, а на самом деле в момент передачи он располагался на одной линии предпоследнего игрока обороны, т.е., находился в правильном положении.

Подобные эпизоды, когда атакующий и обороняющейся игрок, словно частицы в андроновом коллайдере, несутся на встречу друг другу (один открываясь под передачу партнера, второй, чтобы создать искусственный офсайд), одни из наиболее сложных для восприятия арбитров. «Сфотографировать» положение игроков, именно, в момент передачи, особенно, когда футболисты не статичны, особенно, когда следует длинная передача и мяч находится на другой от лайнсмена половине поля, неимоверна сложная задача.

Часть 3.

При определении положения «вне игры», слова «ближе к линии ворот соперника» означают, что любая часть его головы, туловища или ног находится ближе к линии ворот соперника, чем и мяч, и предпоследний соперник. Руки не подпадают под данное определение.

Отметим, что до этого разъяснения было принято считать, что если при определении нахождения игрока за линией офсайда через тела (а скорее даже, ноги) нападающего и предпоследнего игрока обороны можно было провести условную линию, паралелльную линии ворот, то нападающий считался в правильном положении, если же между телами этих игроков было "пустое пространство", то это нарушение.

Рассмотрим следующий эпизод:

Обратите внимание, ноги защитника и нападающего находятся в момент передачи на одной линии, и если бы нарушение фиксировалось бы по ним, то никакого нарушения правил не было и в помине. Однако корпус и голова Торреса располагаются ближе к линии ворот, следовательно, арбитр поступил правильно.

А вот еще более сложный момент, где нападающий располагается с защитником на одной линии, но голова атакующего игрока находится ближе к чужим воротам.

Микроскопический, но, тем не менее, офсайд.

Часть 4.

Также важно помнить, что офсайд фиксируется не обязательно после передачи, но и тогда, когда игрок находящийся впереди всех игроков, добивает мяч, отлетевший от вратаря или от штанги. Тем самым, извлекая преимущество из своего положения.

Игрок (А) бьёт по воротам, мяч отскакивает от вратаря и игрок (В) касается мяча: фиксируется оффсайд, т.к. игрок (В) в момент удара находился во вне игры.

Данный гол забит с нарушением правил.

Часть 5.

Еще раз акцентирую ваше внимание

«Игрок находится в положении "вне игры", если он находится ближе к линии ворот соперника, чем мяч и предпоследний игрок соперника (включая вратаря)».

Да, да, предпоследний игрок обороны - это не обязательно защитник. Предпоследним игроком обороны может быть абсолютно любой по амплуа игрок, в том числе и вратарь. Следует понимать, что линия офсайда и последний защитник - это не одно и то же. В следующем эпизоде мы и наблюдаем такую картину.

В первый день чемпионата мира по футболу большой резонанс вызвал незасчитанный узбекским арбитром Равшаном Ирматовым и его бригадой гол сборной Мексики в ворота хозяев турнира - команды ЮАР. Чтобы в дальнейшем не возникало жарких дискуссий на ровном месте, попробуем детально разобрать данный момент.

Итак, Торрадо подает угловой с левого фланга на Франко. Тот сбрасывает мяч на дальнюю штангу, где его заносит в ворота Вела.

В этом моменте в момент передачи линия офсайда проходит через вратаря, а не через защитника, так как именно вратарь оказался предпоследним игроком обороны, а защитник - последним (самым близким игроком к линии собственных ворот). Следовательно нападающий, забивший гол, находился в момент передачи за линией офсайда и должен быть наказан свободным ударом за нахождение в положение "вне игры" и активное вмешательство в игру. Гол правильно не был засчитан.

По этой же причине должен был быть отменен гол Домингеса, насколько бы красивым он не был.

Часть 6.

Еще одним заблуждением является такой сложившийся стереотип. Если при выходе двоих нападающих на вратаря при полном отсутствии игроков обороны мяч направлен вперед по направлению к воротам, то в умах многих уже сформировалось, что в таком эпизоде следует фиксировать «вне игры».

Это не так, важно не то, куда направлен мяч вперед или назад, а то где находился партнер нападающего относительно этого мяча. Если в момент удара или передачи он ближе к линии ворот, то это действительно «вне игры», а вот если нет, то и положения «вне игры» тоже нет.

Этот эпизод очень точно характеризует описанную выше ситуацию. Нападающий, забивший гол был в момент удара по мячу его партнером по команде дальше к воротам соперника, чем мяч. И даже, несмотря на то, что мяч был направлен вперед, гол должен быть засчитан.

А вот более тонкий эпизод. И вновь смотрим на то, что ближе к линии ворот: мяч или игрок, получающий пас.

В данном случае, мы видим, что лайнсмен отстал от эпизода, и не смог верно разобраться в моменте. Гол должен быть засчитан.

Та же история, если мяч попадает к партнеру через чужого вратаря или каркаса ворот.

Как мы видим на стоп-кадре, колено игрока, идущего на добивание, находится чуть ближе, чем условная линия офсайда, проходящая через мяч в момент передачи. Следовательно, данный гол не должен быть засчитан.

Важно отметить, если у помощника нет полной уверенности по поводу нарушения, связанного с положением «вне игры», флаг поднимать не следует.

Часть 7.

Следующий пункт правила №11 гласит, что игрок не находится в положении «вне игры», если в момент удара по мячу его партнером по команде находится на своей половине поля, на одной линии с предпоследним игроком обороны, или двумя последними игроками обороны.

Этот пункт достаточно понятен и означает, что, игрок может оказаться ближе всех защитников и мяча к воротам соперника, но на «своей» половине поля и тогда он не может быть в положении «вне игры» просто по определению. Вторая часть этого пункта уже подробно разобрана нами выше. Кстати, из этого пункт правила следует, что средняя линия поля также может служить для определения у игрока положения «вне игры», но только в том случае, если все защитники находятся на «чужой» половине поля, а мяч находятся под контролем атакующей команды, но еще на «своей» половине поля для владеющей мячом команды.

Как мы видим, игрок в момент передачи полностью находится на своей половине и никакого «вне игры» здесь нет и близко. Помощник в данном эпизоде ошибся.

Можно также вспомнить и памятный гол Рауля в финале Лиги Чемпионов из подобной ситуации.

Занятно, что если атакующий игрок хоть одной ногой находится на чужой половине поля, то в таком случае лайнсмен должен поднять флажок, фиксируя нарушение «вне игры»

Часть 8.

Теперь рассмотрим следующий эпизод.

Игрок защищающейся команды случайно или умышленно оказался за линией своих ворот, его партнер (возможно, вратарь) оказался один напротив нападающего, который получает мяч от своего партнера. Казалось бы, нападающий ближе к линии ворот соперника, чем мяч и предпоследний соперник в момент удара по мячу его партнером по команде, поскольку другой защитник находится за пределами поля. «Вне игры»? Исходя из последних рекомендаций, НЕТ. Т.е., защитник, оказавшийся за линией своих ворот, считается в игре до тех пор, пока он не получит от судьи разрешение на то, чтобы покинуть поле.

Этот гол в свое время вызвал множество вопросов.

Вкратце напомним, что в момент, когда форвард голландцев буквально расстреливал ворота Италии с нескольких метров, за лицевой линией лежал защитник Скуадры Адзурры Кристиан Пануччи, который "выпал" за поле после столкновения с голкипером своей же команды. После матча игроки итальянской сборной (тот же Буффон) обвинили судью в том, что он не имел права засчитывать гол, потому что это был чистый офсайд. Как оказалось, даже звезды мирового уровня и те не знают всех нюансов футбольных правил

Гол забит в соответствии с правилами игры. Если футболист обороняющейся команды (в данном случае Пануччи) неумышленно по инерции покидает поле, он по-прежнему считается находящимся в пределах поля - на линии ворот. Потому ван Нистелрой находился в правильном положении, условно имея перед собой двух игроков соперников. Если бы защитник покинул поле умышленно, то гол также нужно было бы засчитать, а футболисту, вышедшему за пределы поля, следовало бы показать желтую карточку.

Не раз и не два возникали различные вопросы по этому пункту правил. Не раз и не два направлялись ответы, а со временем сформулировали и четкую трактовку таких моментов. Защитники сборной Италии должны были в том эпизоде перестроиться и не оставлять за своими спинами нападающего голландцев.

Левников, комментируя этот эпизод, рассказал еще одну занимательную историю:

"Пункт правил совсем не новый. Разъяснение давалось очень давно: у нас - еще в союзные времена. Просто не так часто случаются такие эпизоды, не так сильно акцентируется на них внимание. Конечно, сейчас резонанс иной: все-таки играли Италия и Голландия. А я это правило хорошо помню, потому что в одном из матчей чемпионата СССР сам оказался в подобной ситуации.

В 1989 году. Играли "Металлист" и московское "Динамо". Футболист харьковчан по инерции выбежал за пределы поля, затерялся среди стоявших за воротами журналистов - и я его не заметил. Динамовцы забили гол, который был мной отменен из-за офсайда. И получил я за это решение "двойку"."

Аналогичный эпизод случился и в позапрошлом розыгрыше Лиги Чемпионов в матче Лион - Фиорентина.

Правило это необходимо (как бы оно несправедливо не выглядело на этих примерах), чтобы защитники команд сознательно не оставались за пределами поля, дабы сознательно оставить нападающего вне игры. По правилам, он считается находящимся в игре, и для фиксации офсайда берется его положение на линии ворот. Ведь не всегда подобные эпизоды возникают вследствии травм.

Разберем другие подобные эпизоды, связанные с этим пунктом правил.

Заметьте, при ударе по воротам перед вратарем в непосредственной близости располагается игрок атакующей команды, мешая тому, тем самым, среагировать на удар. Но гол засчитан верно, т.к за лицевой линией находится еще один игрок красных.

А теперь посмотрим, что может произойти, если игрока атакующей команды выносит за лицевую линию.

Игрок простреливает, по инерции вылетает за лицевую линию, но тут же возвращается в игру, чтобы подхватить отскочивший от защитника мяч. Игрок не нарушил не единого правила (он не может находиться в офсайде, т.к. никакой передачи от партнера не получал), но почему лайнсмен поднял флажок, осталось загадкой.

У Аршавина в этом эпизоде должен быть зафиксирован офсайд, т.к.. он покинув поле из тактических соображений, появился на поле вновь и получил несправедливое преимущество. В этом случае, Аршавину можно было вынести предупреждение

Итак, мы с Вами убедились, что при определении положения «вне игры» существует некая условная и невидимая линия, пересекая которую (по направлению к «чужим» воротам), нападающий оказывается в офсайде. Этой линией в разных игровых эпизодах может быть и средняя линия поля и линия мяча, и линия предпоследнего игрока обороны, и даже линия ворот.

Чтобы верно определять находится игрок в положении «вне игры» или нет, помощнику крайне важно стараться находится на линии офсайда, и быть предельно сконцентрированным в то время, когда ему необходимо принимать решение о нарушении Правила №11.

Часть 9.

Нарушения с точки зрения Правила №11 нет, если игрок получает мяч непосредственно после удара от ворот, вбрасывания из-за боковой линии, углового удара. Правило «вне игры» действует лишь при свободных, штрафных и одиннадцатиметровых ударах. Эти постулаты правила достаточно просты и означают, что нападающий может быть в абсолютно любой позиции на поле, и если он получает мяч непосредственно после удара от ворот, вбрасывания или углового удара, то он не может быть наказан за нахождение за линией офсайда, а игра не будет остановлена судьей.

Рассмотрим эти случаи.

Удар от ворот.

Напомню: ударом от ворот считается первый удар по мячу с земли, сделанный вратарем или защитником после выхода мяча за линию ворот. Все правила (в том числе и касающиеся офсайда) относятся именно к этому удару, а не к тому, при котором голкипер выбивает мяч с рук после получения от своего защитника из-за пределов штрафной площади.

На прошедшим Чемпионате мира подобный эпизод возник во встрече Германия - Англия, когда Мирослав Клозе забивал первый мяч в ворота британцев. На удивление, многие специалисты, заметившие, что нападающий был ближе к чужим воротам, чем английские защитники в момент ввода мяча в игру, поспешили сообщить всему миру об еще одной ошибке в этой игре (мало им было одной!!!), вводя в заблуждение тысячи болельщиков.

Здесь надо различать термины "удар от ворот" и "свободный удар". При ударе от ворот "вне игры" быть не может, а при любом свободном ударе (например, за блокировку вратаря) правило "вне игры" остается в силе".

Рассмотрим еще один похожий эпизод.

Вратарь аргентинцев вводит мяч в игру ударом от ворот. Игрок атакующей команды располагается в шокирующем одиночестве возле штрафной площади соперников, в радиусе 20 метров при выбивании мяча никого и близко нет. Почти весь стадион замер в ожидании сигнала арбитра, но его не последовало. Лайнсмен совершенно справедливо не поднимает флажок, но через секунду ставит кляксу на безошибочно выполненной работе. Заметьте Игуаин слегка касается мяча, облегчая его обработку для своего партнера, который в момент касания находится в небольшом офсайде.

"Вне игры" не фиксируется при вбрасывании мяча из аута.

Здесь не будем подробно останавливаться. Все понятно, если помнить эту прописную истину. А то многие, радуясь третьему голу Аршавина в ворота голландцев, немножко досадовали, что из офсайда. Да чистый гол, чистый!!!

Еще два подобных случая.

Угловой и вовсе минуем мимо, помня о том, что при этом стандарте атакующий игрок может располагаться от силы на одной линии с мячом.

Однако арбитр и помощники должны быть внимательны, когда игрок, принимающий мяч, останавливает и передает мяч обратно партнеру, который вводит мяч в игру. Если этот партнер, выходя на поле, оказывается во «вне игры», игра должна быть остановлена.

Часть 10.

Еще один интересный пункт, который вытекает из правила №11: игрока нельзя наказать предупреждением за систематическое нарушение этого правила. Хотя такая формулировка и существует, правила №11 она не касается, т.е., один и тот же игрок в течение матча может оказаться в положении «вне игры» сколь угодно много раз, а предупреждение за эти систематические нарушения не получит.

Если судья принимает решение о том, что игрок должен быть наказан за нарушение правила №11, то он назначает свободный удар с места, где произошло нарушение, т.е. с места, где находился атакующий игрок в момент удара по мячу его партнером по команде, а не с места, где он находился в момент приема мяча. Ситуация, когда свободный удар выполняется с места, где игрок получил мяч очень распространена, но это не совсем верно с точки зрения правил игры.

Часть 11.

Можно разобрать и такую ситуацию: игрок адресует мяч своему партнеру, находящемуся в положении «вне игры», но защитник умышленно останавливает мяч рукой.

Как мы видим, первое нарушение, связанное с нарушением «вне игры» произошло раньше, чем второе (умышленная игра рукой в мяч). Дисциплинарные санкции к защитнику не применяются (в данном случае желтая карточка должна быть отменена), потому что в данном случае факт прерывания передачи мяча рукой не является актом срыва атаки, которой не могло быть именно по причине нахождения нападающего в офсайде.

Часть 12.

Игрок не обязательно должен отдавать осознанную передачу партнеру, чтобы тот оказался в офсайде

Защитник выбивает мяч куда подальше, но игрок в красной форме накрывает его и мяч отскакивает к его партнеру, который находится намного ближе к воротам. Совершенно не важно, каким образом мяч к нему попал, самое главное последнее касание сделал его партнер. Следовательно, офсайд в данном случае должен быть зафиксирован.

Часть 13.

Ну и завершая сегодняшний урок, напоследок, разберем еще одну интересную задачку.

Следует отметить, что сам по себе этот момент очень непрост для оценки его непосредственно на поле. Поэтому разберем его последовательно: игрок в белой форме в момент удара по воротам его партнером по команде находится ближе к линии ворот соперника чем мяч и предпоследний игрок обороны (т.е. в положении "вне игры"), тем не менее он получает мяч не непосредственно после удара по мячу его партнером по команде, а мяч ОТСКАКИВАЕТ к нему от вратаря, парировавшего удар, а уже потом и от защитника, в которого попал мяч после "сэйва" вратаря. Т.е. это прямая иллюстрация одного из пунктов Правила №11 - "игрок наказывается за нахождение в положении "вне игры", если он получает преимущество благодаря своей позиции, а именно если после удара по мячу его партнером по команде мяч ОТСКАКИВАЕТ к нему от... соперника...". В данном эпизоде даже от ДВУХ соперников.

В принципе, совершенно не имеет значения сколько отскоков от соперника (соперников) произойдет до того, как мяч попадет к нападающему, находившемуся в момент удара в положении "вне игры", важно, что игроки защищающейся команды не играли в мяч намеренно, а мяч отскочил от них случайно. В данном игровом эпизоде гол засчитывать не следовало, правильное решение - свободный удар в пользу защищающейся команды.

Для закваски хватит. Кто хочет, может остаться на факультатив: . А завтра самое интересное, удивительное и захватывающее. Поговорим, в каких случаях игрок считается в пассивном или активном положении «вне игры», какие существует рекомендации, когда последним мяча касается защитник, разберем эпизоды, когда вратаря дезеорентирует игрок находящийся в положении вне игры, расскажу о рекомендации «жди и смотри».

P.S. Сейчас обратил внимание, эта запись - сотая в моем блоге. Юбилей! Спасибо, что читаете, заходите еще.

На темы не связанные с темой материала, с вопросами и инициативами лучше заходить на .