Педагогический проект «Игровая гостиная. Проект игровой деятельности «Удивительный мир игры Новизна по сравнению с аналогами

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Вид проекта: Игровой. Творческий.

Цель проекта: Организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность - это деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.

Задачи проекта:

1. Развивать у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими.

2. Развивать индивидуальность и сообразительность детей.

3. Формировать у детей навык слаженной работы.

4. Содействовать накоплению игрового опыта детей, предлагая им различные сюжеты и способы взаимодействия со сверстниками.

Участники проекта: дети; педагоги; родители; представители социума.

Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература»,«Музыка», «Художественное творчество», «Безопасность».

Предполагаемые результаты

  • Дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;
  • у детей развивается речевое взаимодействие, память, мышление, внимание, воображение.
  • формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  • дети учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
  • у них исчезает чувства страха за ошибку.
  • педагоги и родители стараются поддерживать дружеские связи детей, не мешают проявлять самостоятельность, создают условия для общения детей друг с другом.

Направления работы, этапы. Планирование

1. Подготовительный этап

Работа с педагогами. Цели:

  • вызвать у педагогов интерес к проекту;
  • познакомить с его задачами;
  • подвести к видению своего места в проекте;
  • обеспечить педагогов всем необходимым для успешного проведения проекта

Взаимодействие с родителями. Цели:

  • заинтересованность родителей проектом;
  • дать представление о том, как можно участвовать в нем;
  • направить на совместную игровую деятельность с детьми.

Цель: расширить представления дошкольников о сюжетно - ролевых, творческих, интеллектуальных и театрализованных играх.

2. Основной этап

Работа с педагогами. Цели:

  • повышение теоретического и практического уровня профессионализма педагогов;
  • повышение компетентности педагогов ДОУ в организации игровой деятельности (знакомство с новыми сюжетно - ролевыми и другими играми)

Взаимодействие с родителями. Цели:

  • повышение уровня педагогической культуры родителей в области «Социализация» детей дошкольного возраста.
  • заинтересованность родителей проблемой переноса игровой деятельности в семью, организации единого игрового пространства.

Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста. Цели:

  • помочь детям разнообразить, отразить богатство действий лица, изоб-ражаемого ребенком, выделить чётко действия, направленные к разным персонажам игры. развернуть действия в последовательности, строго воссоздающей реальную логику.
  • развитие у дошкольников познавательного интереса, развитие мышления и воображения, обогащение эмоций детей через игру.
  • формирование у детей нравственных качеств: доброты, сочувствия, честности, благодарности;
  • воспитание уважительного и бережного отношения к близким людям, сочувствия, сопереживания;

3. Заключительный этап

Работа с педагогами. Цели:

  • повышение качества игровой деятельности, а через неё, развитие интереса к познавательной деятельности;
  • систематизация накопленного педагогического опыта;

Взаимодействие с родителями. Цели:

  • совместные семейные игры, просматривание спектаклей, мультфильмов с детьми, обогащение детской домашней библиотеки;
  • привлечение к работе родителей по подготовке костюмов и декораций для театрализованных игр

Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста. Цели:

  • развитие творческих способностей детей, закреплять у них желание выразить в игровой деятельности (театрализованные игры по сказке), продуктивной (выставка творческих работ детей «Моя любимая игра», коллективная работа по конструированию «Дворец Чудища», пластилинопластика «Мы играем»), полученные знания, умения, навыки, расширять нравственные представления о проявлении добра и зла;
  • понимать связь между настоящим и будущим родного края (Д/И «Путешествие в прошлое», С/Р игра «Знатоки заказника «Сенгилеевские горы», «Прогулка по улицам города Сенгилея», «Путешествие по Волге»);
  • эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника (литературная викторина «Сказки у нас в гостях», интеллектуальная игра «Звёздочки»).

Перед внедрением проекта родители ссылались на занятость, незнание и неумение что-либо делать по содержанию проекта, но с ними была проведена следующая работа: беседы с родителями: «Роль игры в развитии речи ребенка », «Роль сказки в воспитании детей», «Семейный театр».

Было проведено анкетирование «Любите ли Вы театр?», «В какие игры играет ваш ребёнок?», консультация: «Справиться с детским непослушанием поможет игра в сказки», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через игру», круглый стол «Театрализованные игры как средство развития речи детей», конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая игра», родительское собрание «Роль игры в воспитании детей».

В уголок для родителей была помещена папка - передвижка «Театральная разминка» с фотографиями детей занятых музыкально - театральной деятельностью, памятка для родителей «Сказка на ночь».

Родители помогли обустроить костюмерную с костюмами сказочных героев, приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам, настольно-печатные игры по мотивам сказок. Всегда помогали в изготовлении декораций и костюмов, приобретали билеты для посещения кукольного театра. Очень активно родители посещали нашу «Театральную гостиную», где смотрели музыкальные спектакли, развлечения, концерты, отмечая успехи своих маленьких артистов: преодоление стеснительности, уверенность в себе, улучшение чёткости и выразительности речи.

Работа по проекту велась не только с родителями, но и с социальными партнерами: работниками библиотеки, музея, магазина, ЗАГСа, почты кинотеатра. Дети выступали на педагогической конференции, на юбилее Сенгилеевского района, где читали стихи, пели песни и танцевали, смотрели весёлый спектакль. Мы часто ходим в местный музей, где нас знакомят с прошлым нашего города, с его обычаями и традициями.

Отчет по проекту

В подготовительной к школе группе «А» реализуется игровой, творческий проект «Играя - учимся, играя - познаём!», в рамках которого у детей формируются навыки игровой деятельности, обогащается практический и игровой опыт ребенка, самостоятельная игра побуждает дошкольников к творческому отображению действительности, расширяются нравственные представления о проявлении добра и зла.

Продолжая осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивается творческое и познавательное мышление дошкольника.

Осуществление проекта строится на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ и семьями воспитанников, сотрудничества с социальными партнёрами.

Проект охватывает различные виды игровой деятельности детей дошкольного возраста. Познавательно-речевая деятельность включает сюжетно - ролевые игры, театрализованные и интеллектуальные игры, экскурсии, целевые прогулки, рассказы, беседы, занятия по темам, включенным в содержание проекта; чтение произведений писателей-земляков. В разделе изобразительного искусства проводятся беседы о богатстве и красоте родного края, беседы о творчестве местных художников с рассматриванием картин, иллюстраций, экскурсии в музей. Полученные знания дети реализуют в игровой и продуктивной деятельности: дидактических и сюжетно - ролевых играх. рисование цветными карандашами или красками по выбору детей «Любимая игра», конструирование из бумаги «Театр цветов», аппликация с использованием нетрадиционных материалов «Сказка про тыкву», лепка с использованием нетрадиционных материалов «Театр для малышек» и др. На музыкальных занятиях дети не только прослушивают и разучивают песни и танцы, слушают классику, но и играют в музыкальные игры, придумывают новые танцевальные зарисовки для сказочных героев.

У родителей расширились возможности сотрудничества со своими детьми, они стали прислушиваться к их мнению. Родители стали осознавать себя более компетентными в организации совместной игровой деятельности детей.

Проект - игровой, творческий, долгосрочный. Реализован в рамках ДОУ с привлечением семьи и социума (библиотека, музей, магазин, почта, детская школа искусств, дом творчества.) Работа с социальными партнёрами продолжается. Дети проявляют потребность в посещении библиотеки, музея, театра.

Проект межпредметный, так как игра включается в НОД по каждой области образования, в нерегламентированную деятельность, в прогулки. В быту, на занятиях, на прогулке, во время просмотра телепередач, рассматривания иллюстраций ребенок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые эмоционально-нравственные оценки. Все это служит источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения ее содержания.

Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных в обучающих играх, нацеливают дошкольника на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре.

Предметную среду стараемся изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Новые игрушки для театра, связанные педагогом и родителями, новая одежда для «Ателье». Новая многофункциональная ширма: это и стенд по театрализованной игре, и ширма для кукольного театра взрослых, окошечко в ширме - для детского кукольного театра, это - и декорация для спектакля.

Ребенок в проекте - участник от зарождения идеи до получения результата. Каждый ребёнок вносит свою посильную лепту в общее дело, дети проявляют инициативность, индивидуальность, видят себя в проекте, оценивают своё личное участие, убеждаются в пользе общих усилий для достижения единой цели.

Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально-насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровых задач, стараемся комплексно руководить ее формированием, а именно: обогащать практический и игровой опыт ребенка, организуем деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды.

В проект вошли разработанные мною сюжетно - ролевые игры: «Приглашение», «День рождения куклы Кати», «Волшебники нашей группы», «Прогулка по улицам города Сенгилея», «Знатоки заказника «Сенгилеевские горы», «Путешествие по Волге», Театрализованная игра по сказке Аксакова «Аленький цветочек», по сказке Б. Гримм «Заяц и ёж», продолжение сказки А. Волкова «Элли и её друзья». Интересными получились сценарии интеллектуальных игр: «Звёздочки», «Умники и умницы», викторина «Сказки у нас в гостях».

Приложение. Проект.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение детский сад компенсирующего вида №17 «Ладушки»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Игралочка» - сюжетно - ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Бобова-Михеева Валентина Геннадьевна

Воспитатель МБДОУ ДСКВ № 17,

Высшей квалификационной категории

г. Нижневартовск, 2012

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

Проект «Игралочка» - сюжетно - ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Бобова-Михеева Валентина Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 17 «Ладушки»

Организация исполнитель

Адрес организации исполнителя, телефон/факс

Г. Нижневартовск, ул. Пермская 17

География

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 17 «Ладушки»

Целевые группы

15 детей с нарушениями зрения

Тип проекта

Практико - ориентированный

Сроки реализации

2 года

Цель

Теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние сюжетно-ролевой игры на социализацию детей с нарушениями зрения, а также выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу.

Задачи

  1. Изучить и проанализировать методическую литературу по развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
  2. Подобрать, систематизировать и выявить наиболее эффективные средства, методы и приемы развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

  3. Сформировать навыки моделирования взаимоотношений с взрослыми и сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры.
  4. приобщить родителей к взаимодействию с дошкольным образовательным учреждением об окружающем мире.

Ожидаемые результаты

  1. Высокий уровень развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников с нарушениями зрения составит 76%.
  2. Сформируются навыки моделирования взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
  3. Педагогическая компетентность педагогов в вопросах организации работы по формированию представлений дошкольников об окружающем мире повысится на 25%.
  4. Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг составит 98%.

Пояснительная записка

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.

Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л.С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным».

Проблема социализации в дошкольном возрасте у детей с нарушениями зрения является определяющей в их абилитации. Именно отсутствие таких качеств, как самостоятельность в передвижении и самообслуживании, несформированность навыков общения с детьми и взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми, неумение пользоваться современной бытовой техникой, приводит к дезадаптации детей с нарушениями зрения, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе, затрудняет интеграцию в массовые учебные заведения. В последние годы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения больше всего внимания уделялось развитию познавательных процессов, что привело к значительным успехам интеллектуального развития детей, но ослабило их социальную адаптацию. Зависимость от взрослых и товарищей, боязнь новых условий и перемен, отстранение от общества - вот то, что формируется при отсутствии должного внимания к социализации детей с нарушениями зрения с раннего возраста. В дошкольный период, когда у обычного ребенка развивается процесс расширения знаний и представлений об обществе, у ребенка с нарушениями зрения наблюдается задержка (медленность) этих процессов. Для такого ребенка требуется больше времени для адаптации к новым условиям, более глубокое и детальное знакомство с объектом, тем самым компенсируя недостаток визуального восприятия информации. В общении с людьми ребенок с таким недостатком использует полисенсорный характер восприятия. В некоторых случаях при знакомстве с людьми и окружением, у ребенка возникает страх при встречи с новыми предметами.

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказывается весьма серьёзной и трудной проблемой для научной мысли. (С.Л. Рубинштейн). Старший дошкольный возраст - конечный этап начального звена социализации ребенка на уровне дошкольного учебного заведения. На этом этапе происходят существенные изменения в его жизни. Приход в детский сад требует от ребенка овладения системой таких составляющих социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, осознание новой социальной роли «Я-дошкольник», понимание нового периода своей жизни, личностная активность в установлении гармоничных связей с социальным окружением, соблюдение определенных правил группы, требует умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли, позицию (Н.Д. Ватутина, А.Л. Кононко, С. Куринная, И.П. Печенко и др.). Игра имеет неоценимое значение прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте невозможно заменить какой - либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, умению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудностей в учебе и общении.

В творческих играх, как правило, используются различные предметы. В ходе игры дети сравнивают их, мысленно отвлекаются от одних качеств, домысливают другие, упражняя свою способность к образному мышлению и воображению. Она возникает из условий жизни ребенка в жизни общества и отражает, воспроизводит эти условия. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольной педагогики проблема использования игры в целях все стороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей. Игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.

Таким образом, актуальность выбранной темы вызвана малой разработанностью теоретического аспекта социализации дошкольников с нарушениями зрения, отсутствием системного, комплексного подхода к процессу социализации, тогда как именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать основы жизни в обществе. Среди средств и способов, способствующих социализации детей данной группы, особо важным является сюжетно-ролевая игра. Для того чтобы игра стала действенным средством воспитания детей с нарушением зрения, педагог должен знать особенности формирования игровой деятельности в условиях зрительной недостаточности, уметь определить уровень развития у каждого ребенка интереса к игре, к выигрышу, мотивов, побуждающих его к игре, и владеть приемами педагогического воздействия на игру детей.

Цель проекта : Теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние сюжетно-ролевой игры на социализацию детей старшего дошкольного возраста, а также выравнивание стартовых возможностей детей с нарушениями зрения при поступлении в школу.

Задачи проекта:

  1. Изучить и проанализировать методическую литературу по развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
  2. Подобрать, систематизировать и выявить наиболее эффективные средства, методы и приемы развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
  3. Активизировать самостоятельную деятельность детей в игре, развивать игровой опыт воспитанников.
  4. Сформировать навыки моделирования взаимоотношений с взрослыми и сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры.

Повысить педагогическую компетентность педагогов, приобщить родителей к взаимодействию с ДОУ в вопросах формирования представлений дошкольников об окружающем мире.

Объект - социализация детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Предмет - система работы по организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Гипотеза проекта: предполагается, что целенаправленная работа по развитию сюжетно-ролевой игры окажет положительное влияние на успешную социализацию детей старшего дошкольного возраста, а также выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу.

Характеристика условий реализации проекта (ресурсы)

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарии праздников, конспекты сюжетно-ролевых игр.
  2. Предметно-развивающая среда группы, микроцентр «Книжкин дом», мини-уголки: «Дом мод», «Театральная страна», «Игротека», зимний сад.
  3. Беседы на этические темы.
  4. Подбор художественной литературы.
  5. Видеофильмы.
  6. Подбор методической литературы.

Программно-методическое обеспечение:

Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Радуга» под редакцией Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьёва, Т.И.Гризик, В.В.Гербова.

- цикл консультаций для педагогов и родителей;

- перспективный план сюжетно-ролевых игр;

- разработан комплекс мини - проектов по организации сюжетно - ролевых игр.

Нормативно-правовые ресурсы:

  1. Международная Конвенция «О правах ребенка» (1989г.).
  2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 с изменениями и дополнениями.
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
  4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №666.
  5. Приказ от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования».
  6. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» от 28.10.2005г (редакции Закона ХМАО-Югры от 29.06.2006г № 65-03) с изменениями и дополнениями.
  7. Региональная (окружная) программа развития образования Ханты-Мансийского автономного округа на 2007-2011 годы.
  8. Целевая программа «Развитие системы образования города Нижневартовска на 2007-2011 годы от 06.07.2006г.
  9. Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения № 17 «Ладушки» на 2007-2011 годы.

Материально-техническое обеспечение: групповая комната разделена на функциональные зоны: игровую, речевую, сенсорную, релаксационную, предметно-развивающую. Имеются в наличии необходимые информационно - технические средства, пособия, игрушки, инвентарь.

Партнеры. Партнерами в реализации настоящего педагогического проекта являются воспитатель, родители (законные представители) детей группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения речи шестого и седьмого года жизни.

Целевой аудиторией педагогического опыта являются 15 воспитанников детского сада компенсирующего вида № 17 «Ладушки», для детей с нарушением зрения, посещающие дошкольное образовательное учреждение на основании заключения Территориальной психолого-медикопедагогической комиссии г. Нижневартовска.

План реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Итоговый продукт

I этап: планово-прогностический

Задачи: детальная и комплексная оценка ситуации, выработка концепции

1.1 Изучение нормативно-правовой документации

Сентябрь 2010

Пакет нормативно-правовых документов

1.2 Изучение методической и специальной литературы по проблеме развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

Сентябрь 2010

выводы о степени разработанности и об особенностях развития сюжетно-ролевой игры в образовательной работе

1.3 Разработка концепции применения системы развития сюжетно-ролевой игры

Сентябрь 2010

Педагогический проект

1.4 Анализ условий реализации проекта

Сентябрь

Ресурсная база проекта

1.5 Определение критериев оценки и способов мониторинга

Сентябрь

Механизм мониторинга реализации проекта

II этап: организационно-исполнительский

Задачи: изучить уровень развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста со зрительными нарушениями, провести анализ; разработать и апробировать технологию развития сюжетно-ролевой игры.

2.1 Обследование детей, диагностика развития сюжетно-ролевой игры

Сентябрь

Результаты обследования

2.2 Фиксация результатов обследования в протоколах

Сентябрь

Протоколы обследования

2.3 Определение количественных показателей уровня развития сюжетно-ролевой игры воспитанников.

Сентябрь

Графики, диаграммы

2.4 Разработка технологии развития сюжетно-ролевой игры

1этап-подготовительный:

Расширение у детей представлений о социальном мире посредством проведения экскурсий знакомства с профессиями, подведение детей к сюжетно-ролевой игре: ознакомление с окружающим, просмотр видиофильмов, бесед, чтение художественной литературы.

2 этап - основной: знакомство детей с основными моментами организации игры, приобретение и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, проговаривание диалогов между партнерами, обыгрывание атрибутов детьми с нарушениями зрения, работа над обогащением словаря.

3 этап - творческий: распределение ролей, самостоятельная творческая игра дошкольников с нарушениями зрения, обогащение содержания игры, придумывание детьми событий для своих игр, использование полученного во время игры социального опыта в повседневной жизни.

Сентябрь-ноябрь2010

Ноябрь-апрель2010-2011,

Сентябрь-апрель 2011-2012

Мотивационная готовность ребенка,

Разработка моделей непосредственно-образовательной деятельности, дидактических игр, бесед на этические темы видеофильмы, художественная литература.

Диалоги между партнерами по игре, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, основные моменты организации игры.

Распределение ролей детьми, самостоятельные творческие игры детей, обогащение содержания игры, применение в повседневной жизни социального опыта полученного во время игры, улучшение положения ребенка в коллективе сверстников.

III этап: описательно-итоговый

Задачи: произвести анализ и систематизацию полученных результатов

3.1Мониторинг уровня развития сюжетно-ролевой игры

Итоговая оценка

Май 2011

Сентябрь 2011

Май 2012

Результаты обследования с фиксацией в протоколах обследования.

3.2 Анализ полученных данных, их сопоставление с прогнозируемыми результатами

Май 2011

Графическое отображение

3.3Оформление и описание хода и результатов эксперимента

Май 2012

Аналитическая справка, педагогический проект

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Анализ сравнительных результатов: сентябрь 2010-11 учебный год и май 2011-12 учебный год позволяет говорить о положительной динамики в данном направлении.

Ур-и р - я

год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2010 - 2011 год

2011 - 2012 год

Таким образом, система работы развития сюжетно-ролевой игры в процессе обучения способствует успешной социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, а также выравниванию стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу

Все поставленные задачи выполнены в ходе реализации проекта.

  1. Доказана актуальность использования сюжетно - ролевой игры как средства социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
  2. Подобранные и систематизированные средства, методы и приемы развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, способствовали: ведению простого диалога с взрослыми и сверстниками, взаимодействию в системах «ребенок—ребенок», «ребенок - взрослый»; самостоятельному распределению ролей с учетом возможностей, интересов и желаний каждого ребенка; умению выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговорить, учитывать желания сверстников.

3. Разработана и реализована система работы по организации сюжетно- ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

4. Удалось добиться положительной динамики в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего возраста с нарушениями зрения, успешной социализации воспитанников с данными нарушениями.

Практическая значимость проекта заключается в разработке и реализации системы развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с нарушениями зрения, которая может быть использована воспитателями дошкольных учреждений для совершенствования образовательной работы с детьми.

Выдвинутая гипотеза педагогического проекта подтвердилась: целенаправленное развитие сюжетно-ролевой игры влияет на успешную социализацию детей старшего дошкольного возраста, а также выравнивание стартовых возможностей при поступлении ребенка в школу.

Литература

1. Комарова Н.Ф. "Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду". Москва. Изд. "Скрипторий", 2003.

3.Моргулис И.С. Педагогическое руководство игровой деятельностью детей с нарушением зрения дошкольного возраста. Киев. 1981.

4 . Михйленко Н., Н. Короткова "Организация сюжетной игры в детском саду". Москва. Линка - пресс, 2009.

6. Плаксина Л.И. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений четвертого вида (для слабовидящих детей)» 7.«Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Л.Б.Баряева О.П.Гаврилушкина, А.П.Зорин, Н.Д.Соколова

8. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1971.

9. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.

10. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» - М.Просвещение, 1992 г.

11. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. - м.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999

12. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /С.А. Козлова, Т.А. Кушкова. 5-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004

13. Козлова С.А. Я - человек. Программа социального развития ребенка. - М.: Школь. пресса, 2004





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 «Солнышко» комбинированного вида


Педагогический проект

«Народные подвижные игры»

Выполнила

инструктор по

физической культуре

Антошкина Е.В.

п.Свердловский

Аннотация: 4

Паспорт проекта 4

Этапы осуществления проекта: 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Используемая литература 19

Аннотация:

Игры - своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия ; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх - залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

Взрослые пересчитывались - стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых - охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?


Паспорт проекта


Срок проекта:

Участники проекта:

Дети средней группы, воспитатели, родители.

Актуальность:

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность , это способ познания окружающего мира.

Тип проекта :

информационный, игровой.

Цель:

Воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики, физическое воспитание детей 4-5 лет.

Задачи:


  • Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.

  • Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.

  • Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.

  • Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.

  • Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Методы проекта:

игры - подвижные, малой подвижности, хороводные.

Ожидаемый результат:


  • развитие диалогической и монологической речи детей.

  • использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

  • дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки.

  • создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

  • привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр,

Этапы осуществления проекта:


I . Организационный .

Подбор методической литературы;

Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

Разработка занятий;

Подбор музыки.

II .Реализация проекта :

Коммуникация.

1. Заучивание считалок, сговорок.

Художественная литература.

2. Заучивание считалок, сговорок.

Здоровье.

1. Организация и проведение подвижных игр, сохраняющим и укрепляющим физическое здоровье детей.

Безопасность.

1. Объяснение техники безопасности.

Физическая культура.

1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность.

Социализация.

1. Совместная игра.

Познание.

1. Объяснение правил игры.

Музыка.

1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики.

III . Обобщающий.

Проведение досуга.


ПРИЛОЖЕНИЕ

ОПИСАНИЕ ИГР

№1
Пастух и стадо
Дети изображают стадо (коровы или овцы) и находятся в хлеву (за условной чертой). Водящий – пастух, он в шапке, за поясом хлыст, в руках рожок, и находится немного поодаль стада. По сигналу «Рожок!» (свисток или музыка) все животные спокойно выходят из домов, бегают, прыгают, ходят по пастбищу, по сигналу «Домой!» все возвращаются в свои дома.

№ 2
Ручеек
Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара,
взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.

Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.


№ 3

Пирог
Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он какой высоконький,
Вот он какой мякошенький,
Вот он какой широконький.
Режъ его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор,

пока не проиграют все в одной из команд.


№ 4

Большой мяч
Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки .


№ 5

Растеряхи

Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд , берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

Считалки

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет!

Катилося яблочко

Мимо сада,

Мимо огорода,

Мимо частокола;

Кто его поднимет,

Тот вон выйдет!
Конспект физкультурного досуга для детей средней группы

«Путешествие в мир русских народных игр»
Задачи:

1 .Вызвать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них.

2.Упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания.

3.Доставить детям радость.

4.Воспитывать умение действовать в коллективе, выполнять правила в играх.

Оборудование:

Костюм Бабы Яги, метла, 4 «пенька», 4 ведёрка, русский платок, подарки детям.
Ход досуга: (дети под музыку входят в зал)
Ведущая: Ребята, приглашаю вас отправится в страну русских народных игр!

Игрокросс мы начинаем

Всем здоровья пожелаем!

Прими участие скорей!

Да зови своих друзей!

Всем в дорогу нам пора!

В гости нас зовёт игра!

(под музыку выходит баба яга)

В: Здравствуй бабушка Яга! Как попала ты сюда?
Я га: К вам сегодня заглянула не случайно я друзья,

Игр много собрала и в мешке их принесла!

В: Бабушка яга, а какая твоя самая любимая игра?
Яга: Из спортивной жизни всей обожаю я хоккей!

Мне бы клюшку да ворота- шайбу так забить охота!

А ещё люблю друзья танцевать я до утра!

В: А наши ребята тоже любят танцевать!


Яга: Умеете танцевать?

Сейчас проверю!

На танец становись!

(дети встают врассыпную на ковре)

Музыкально- ритмическая композиция

«Не бывает в наши дни чудес на свете»

(движения показывает баба яга)

В: Баба Яга, читали мы в книжках,что твоя метла волшебной силой обладает!

Яга: Конечно! А иначе как бы я до вас добралась, в такую даль?

(баба яга держит метёлку, а она как- будто вырывается из рук)

Метёлка, стоять!

Что-что? (слушает метёлку) хочешь с ребятами поиграть ?

Давай, попробуем!

ИГРА «Полёт на метле»

Дети встают за бабой ягой,держат друг друга за плечи, под музыку идут,по прямой и «змейкой» вокруг пеньков. По команде «стоп»-дети приседают, баба яга ловит тех кто не присел.


Яга: Ой, метёлочка моя, как же я люблю тебя!

Ждёт вас новая игра- веселитесь детвора!

ИГРА «Метёлка волнуется –раз..»

(«лесная фигура на месте замри»- лиса, медведь, мышка, заяц)


Яга: А давайте устроим заячьи бега!

Игровое задание «Заячьи бега»
Дети выстраиваются в одну шеренгу напротив «пеньков»

Задание: после слов Раз, два, три -не зевай!

Заячьи бега начинай!

Дети прыгают на двух ногах до пенька, побеждает тот,кто прискакал первым.


Вед: Бабушка яга, вижу вы устали, да?
Яга: Да,немного притомилась!

Открываю свой мешок, кто же это? Мой коток!

(баба яга достаёт игрушку- котик)

Сядьте на коврик,поиграет с вами котик!


ИГРА «Котик ниточки мотает»
Построение в круг, сидя по-турецки.

Котик ниточки мотает на клубочек навивает «наматываем ниточки»

Котик ниточки мотает на клубочек навивает!

Калачики, калачики,калачики печёт! «вращаем кулачки»

Пышки, пышки, пышки, пышки! 4 хлопка в ладоши

Калачики, калачики, калачики печёт! То же

Пышки, пышки, пышки, пышки!

Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью! «вращаем кулачки»

Колотушки колочу кулачками хлопаем об колени

Приколачиваю! Кулачки друг о друга

Заколачиваю! Ладошки стучат по полу
Яга: Где мешочек мой,подай!

Ты бабуле помогай!(обращается к ребёнку)

(баба яга достаёт из мешка рыбку)

Рыбку очень я люблю, из неё уху варю!

А вы умеете рыбку ловить?

ИГРА « Рыбаки и рыбки»

Два ребёнка –рыбаки, остальные рыбки.

Эй вы кильки и бычки!

Что вам надо, рыбачки?

Будем вас сейчас ловить

И в бочоночках солить

А мы дырочку найдём

И от вас мы уплывём!

Дети «рыбаки»держат друг друга за руки, дети-«рыбки» пробегают «через сети».

Дети,которых поймали рыбаки,становятся рыбками.

Яга: Рыбаки вы- славные, но,

чтобы мне уху сварить-

надо печку растопить!
Игра-соревнование «Кто быстрее соберёт шишки».
Выходят 4 ребёнка.

Встают около своего обруча

В обруче у каждого ребёнка шишки,

в руках ведёрко

по команде:1.2.3.-шишки быстро собери- дети собирают шишки в ведёрки, несут ведёрко Бабе Яге.
Яга: Ой, спасибо вам,ребята! Помогли Яге друзья!

А в мешке моём волшебном ждёт вас новая игра (баба яга достаёт платок из мешка).


ИГРА «Угадай, кто спрятался под платком»
Вед: Уважаемая бабуля, а наши ребята умеют играть в игру, которая так и называется

«Баба Яга».Хочешь с нами поиграть?

Яга: Конечно!
Подвижная игра «Баба яга»

(после игры баба яга берёт мешок)


Вед: Шла баба Яга из за морья

Несла кузов здоровья,

Тому-сему помаленьку,

А Ванюшке весь кузовок.

Яга: Ну спасибо вам, друзья! Вдоволь поиграла я!

Обещаю, впредь не буду

Я детей ловить повсюду

Буду доброй я старушкой

Добродушной и послушной,

Буду спортом заниматься,

И водою обливаться,

И в своём родном лесу

Должность новую внесу:

Буду сказок сказительница,

Леса нашего хранительница!

(баба яга вручает подарки детям)

Мне пора уже прощаться!

Печь топить, уху варить, гостей кормить!

А вам желаю не скучать, в игры русские играть!

(баба яга уходит)

Много есть на белом свете

Игр разных и затей.

Выбирай себе по вкусу!

И учи играть друзей!

(под музыку дети выходят из зала)

Консультация для родителей
«Русские народные подвижные игры для малышей.

Играйте вместе с нами»
На дворе 21 век. Век технологий и прогресса. Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершенно не придают значения патриотическому воспитанию, уходящему своими корнями в традиции и историю родного народа.
В последнее время в детских садах и школах традициям и истории России уделяется особое внимание. Как показала практика, прививать любовь к давно ушедшему можно с самого раннего детства. Например, знакомя ребенка с русскими народными подвижными играми, мы:
- развиваем у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к народному творчеству;
- расширяем и обогащаем игровые действия детей;
- развиваем двигательную активность;
- укрепляем здоровье детей;
- обогащаем словарь.
Дорогие родители, предлагаем вашему вниманию варианты русских народных подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста, в которые можно играть не только в детском саду, но и дома, и во дворе.

1. Хоровод - игра "Ай, гугу! "


Дети встают в круг. Ведущий ведет детей за собой и произносит слова:
Ай, гугу, гугу, гугу,
Не кружится на лугу.
На лугу - то лужица,
Голова закружится.
Ой, вода! Ой, вода!
Вот беда, так беда!
Прыг - скок, прыг - скок,
Прыгал, прыгал и скакал,
Прямо в лужицу попал!

2. Игра "Платочек"


Дети сидят на стульчиках. Ведущая в центре круга, показывает платочек.
Вот какой у меня платочек,
Пойди, попляши, Катенька, дружочек (повязывает) ,
Всем ребятам Катеньку покажу (показывает) .
Вот - вот, вот как Катенька идет,
Песенку веселую нам поет.
Ты плясать умеешь ли? - Посмотрю.
Маме с папой Катеньку похвалю (дети хлопают, Катя танцует) .
Веселее, Катенька, попляши,
Мы похлопаем от души.
3. Игра "Ворон"
Перед началом игры выбираются пташки (например, воробьи, голосу которых они смогут подражать. Выбирается ворон. Пташки летают, кричат. Из гнезда вылетает ворон и кричит: "Кар - р -р! " Пташки прячутся в домик, ворон пытается их поймать.

Надеемся, что вам понравится играть с малышами и это станет вашей доброй традицией! Удачи!

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема: «Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста»

Народные игры в детском саду - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.

Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей . У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

Весёлые подвижные народные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные.

В русских народных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка. В чём же преимущество использования русских народных подвижных игр?

Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представление о цветах, оттенках мы с детьми играем в игру «Краски». Детям игра очень нравится. В ней присутствует своеобразие игровых действий: и диалогическая речь, диалог «монаха» и « продавца», прыжки на одной ноге и стихотворный текст.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество.И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память.

Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила.

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

У русских народных игр есть свои признаки: это орнаменталика, считалки, заклички, припевки, небылицы-перевертыши. Познакомимся с каждым из этих признаком поближе.

Игровая орнаменталика - обязательный признак народных игр. К ним можно отнести: язык игры (понятийность, речевой словарь); музыку, ритмику, если она входит в контекст игры; игровые жесты; фольклорные говорилки, жеребьёвки, дразнилки, речевые подковырки, заклички, приговорки, считалки.

Считалка - это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очерёдность для начала игры. Главными особенностями считалок является то, что в основе их лежит счёт, и то, что по большей части они состоят из бессмысленных слов и созвучий . Это связано с древнейшим правилом запрета на счёт (боязнь потерять урожай, удачу в охоте). Восточные славяне, народа Кавказа, Сибири знают запрет счёта. Это было большим неудобством, и люди придумали так называемый «отрицательный счёт: «ни раз, ни два», «ни три». Древний пересчёт с искажёнными обозначениями чисел весьма естественно перешёл в считалку. Пересчёт в игре - имитация приготовлений взрослых к серьёзным жизненным делам. Со временем, кроме чисел, в неё были внесены новые, художественные элементы. Считалка стала игрой и забавой. Творцом сюжета считалок является не один ребёнок, а вся детская среда, которая создаёт особую субкультуру детства, даже если исполняет произведение в определённый момент один конкретный ребёнок. В главном ребёнок может повторять традиционный, устоявшийся, излюбленный сюжет, но может и внести туда изменения, отражающие интересы своего возраста и среды.

Использование считалок позволяет установить очерёдность в игре, снять напряжение, поскольку «забавные слова», смысл которых неясен, а порой и смешон, увлекает детей, они сами начинают придумывать смешные выражения, а иногда и тексты. В отличие от культуры взрослых, где носителями канонических текстов, как правило, являются письменные источники или народные сказатели, детские фольклорные тексты (к которым, бесспорно, можно отнести и считалки) передаются от одной группы детей к другой. При этом носителем является не отдельно взятый ребёнок, а вся группа детей, как целостный социальный организм. Именно в группе сверстников ребёнок удовлетворяет свои потребности в общении, социальной апробации своего «Я», информации, юморе. Фольклорные тексты передаются от одного поколения детей к другому, но при этом каждый ребёнок способен наделить фольклорное произведение новым смыслом и содержанием. Вариативность, динамизм свойственны фактически всем компонентам детской субкультуры, в том числе и считалкам. Попросите детей рассказать, какие считалки они знают, помогите закончить их, подскажите новые, постепенно создайте возможность для «перехвата» инициативы самими детьми. Старайтесь не упустить возможность постоянно пополнять игровой багаж детей новой считалкой.

Заклички - ещё один орнаментальный компонент народной игры, они относятся к группе фольклора, которая утратила своё значение в мире взрослых и перешла к детям. Это обращения к явлениям неживой природы (к солнцу, дождю, радуге), которые в языческой Руси использовались для определённых земледельческих обрядов. Позднее эти обрядовые действия стали исполняться в детских народных играх, выполняя уже не религиозную, а ритуальную функцию. Чаще всего дети исполняют заклички хором, нередко они становятся игровыми припевками («дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи…», «радуга-дуга, наклони свои рога…»). Именно заклички могут «украсить» любую народную игру, сделать её драматичнее, театральнее. Хор детских голосов, дружно выкрикивающий закличку, создаёт в группе хорошее настроение, побуждает к активному действию, заставляет детей подчиняться определённому игровому ритму.

Игровыми припевками начинают игру, задают условие игры, связывают части игрового действия, нередко игровые песенки сочиняют сами дети. В качестве примера можно привести игру «Золотые ворота».

Проходите, господа, открываем ворота,

Перва мать пройдёт,

Всех детей проведёт.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается.

А на третий раз не пропустим вас.

Дети, которые стояли с поднятыми руками «золотые ворота», на этих словах опускают руки вниз и не пропускают цепочку детей.

Словесные игры, к которым относятся прибаутки и небылицы-перевертыши, традиционно считаются одним из самых трудных жанров для исполнения детьми. У каждого народа существуют подобные игровые песенки, построенные на игре слов. В зарубежных детских антологиях целый отдел «стихотворений без смысла». Вот одно из них, принадлежащее Уильяму Рэнду «Перевёрнутый мир»:

Если бы конь оседлал седока,

Если бы трава стала есть корову,

Если бы мыши охотились за котом,

Если бы мужчина стал женщиной.

Подобное классическое произведение есть и в детской русской литературе, автором его является К. Чуковский, каждый взрослый с детства помнит стихотворение«Путаница»: «Замяукали котята - надоело нам мяукать, мы хотим, как поросята хрюкать……

Это стихотворение основывается на народной прибаутке-перевертыше:

Облоухая свинья на дубу гнездо свила,

Поросила поросят ровным счётом шестьдесят,

Распустила поросят всех по маленьким сучкам,

Поросята визжат, полетать они хотят.

Небылицы-перевертыши - это особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смешением всех реальных связей и отношений. Это откровенные игры-несуразицы. Они нравятся детям любого возраста, но уже шестилетний ребёнок способен не только «оценить» весь комизм ситуаций, но и проникнуться ритмом, поэзией устного слова и нередко придумать смешной ответ. Такие несообразности только оттеняют реальные связи. Юмор становится педагогикой.

Следует также отнести к орнаментальным компонентам игры игровые аксессуары (костюмы, бутафорию, атрибуты). Поэтому уголок «для ряженья» необходимо иметь в группе детского сада, это не только обогатит игровую деятельность детей, но и позволит полноценно организовать театральную деятельность детей.

В народных играх дети активно используют игровой словарь, жестикуляцию, мимику, необходимую по условиям игр (закрыть глаза, отвернуться, произвести счёт). Хореография, подтанцовки, миманс, специальные игровые песенки, ритмика, амулеты органично входят в ту или иную народную игру, придавая ей эмоциональность, воздействуя на предчувствия, предугадывания, воображение, фантазию, что порождает ощущения удовольствия и счастья от игры. Все структурные элементы игры подвижны, они изменяются вместе с развитием игровой деятельности детей и они же изменяют сами игры.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

Используемая литература


  • М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.

  • О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г.

  • Картотека русских народных подвижных игр.

Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4

Введение

Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. В игре часто сложное становится доступным. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных. В игре обнаруживаются переживания ребенка, отношение к жизни.

Таким образом, актуальностью данного проекта заключается в том, что в игре дети стремятся познакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.

Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

В ходе проведения анализа работы по развитию игровых умений у детей старшего дошкольного возраста были выявлены следующие ключевые моменты:

В программе «Детство», реализуемой в детском саду «Дюймовочка», развитие игровых умений рассматриваются в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается», где основной целью является обогащение игрового опыта каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.

Но, несмотря на то, что педагоги создают условия для активной, самостоятельной, творческой игровой деятельности, дошкольники знают мало игр, затрудняются в объяснении игровых правил своим сверстникам, ролевой репертуар беден, что подтверждается результатами диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста.

Результаты диагностического обследования детей старшей группы ДОУ «Дюймовочка» (2008-2009 учебный год)

В соответствии с представленной проблемой мной был разработан данный проект как средство развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников посредством игры.

Новизна по сравнению с аналогами.

Данные современной психологии и дошкольной педагогики (психоанализ, когнитивная теория Пиаже, Л.С. Выготский и др.) видят в спонтанной, свободной игре специфическую для ребенка-дошкольника форму усвоения мира, компенсации переживаний и учения, которую нельзя заменить в пользу дидактических, учебных игр, направленных на осознанно поставленные взрослыми цели развития. Но, тем не менее, в современной системе дошкольного образования обозначается необходимость акцентировать внимание на целенаправленные, системные исследования особенностей развития игры на формирование коммуникативной компетентности у старшего дошкольника.

Основной идеей педагогического проекта является подборка, разработка и систематизация следующих видов игр:

  • творческие (игра-драматизация, сюжетно-ролевая игра);
  • дидактические;
  • игры-экспериментирование;

которые непосредственно будут направлены на развитие коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Коммуникативная компетенция , по определению Т.Б.Михеевой, – совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

Несмотря на разницу определений коммуникативной компетенции их объединяет то, в состав компетенции включаются знания, умения, способности, обеспечивающие эффективность общения в любых его формах и способности, которые помогают устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Поэтому главным критерием, по которому можно будет судить о сформированности коммуникативной компетенции у старшего дошкольника будет являться его успешность во взаимодействии с самим собой и другими в той или иной ситуации общения.

А успех будет зависеть от способности ребенка мобилизовать в процессе общения свои знания, умения, навыки, способы деятельности при решении тех или иных проблем в частности в процессе игры.

Таким образом, в качестве параметров оценивания сформированности коммуникативной компетенции у старшего дошкольника мы выделили следующие показатели (см. приложение 1):

  • Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем.
  • Умение получать необходимую информацию в общении.
  • Умение выслушать другого человека, с уважением относится к его мнению, интересам.
  • Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
  • Умение спокойно отстаивать свое мнение.
  • Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
  • Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.).
  • Умение уважительно относится к окружающим людям.
  • Умение принимать и оказывать помощь.
  • Умение не ссорится, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Сфера применения: систематизированный сборник игр по развитию коммуникативной компетенции старшего дошкольника может быть реализован в практике педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также и родителями воспитанников, что будет являться:

  • необходимой предпосылкой развития у старших дошкольников коммуникативной компетенции;
  • важным условием успешной познавательной деятельности ребенка в процессе будущего обучения в школе.

Прогнозирование негативных последствий: возможен риск переутомления воспитанников и педагогов, что будет разрешено правильным распорядком времени и продолжительности использования предложенных игр, а также психолого-педагогическим сопровождением участников воспитательно-образовательного процесса в старшей группе.
Постановка цели и конкретных, измеряемых и достижимых задач

Цель проекта: развитие коммуникативной компетентности у старших дошкольников через организацию игровой деятельности.

Основные задачи проекта:

  • Совершенствование организационных и психолого-педагогических условий для развития игровых умений у старших дошкольников.
  • Разработка алгоритма использования игр для развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников.
  • Обобщение и описание результатов реализации педагогического проекта.

Управленческо-кадровый аспект

  • Координатор проекта (разработчик проекта) – Куракина Т.Г., учитель-логопед (2 квалификационная категория).
  • Отслеживание эффективности внедрения игр в воспитательно-образовательный процесс по данной тематике – Филипченко Н.В., зам. заведующего по УВР (1 квалификационная категория).
  • Психологическое сопровождение проекта (проведение и анализ диагностических исследовательских процедур) – Куроптева И.В., педагог-психолог (2 квалификационная категория).
  • Реализация проекта (разработка/подборка и внедрение в воспитательно-образовательный процесс игр, направленных на развитие коммуникативной компетенции) – Куракина Т.Г., учитель-логопед, Новикова О.А., воспитатель старшей группы № 2 (2 квалификационная категория).

С целью развития коммуникативной компетенции у старших дошкольников посредством игры в качестве критериев эффективности и результативности проекта будут использованы следующие показатели:

Основные
направления и задачи проекта

Важнейшие индикаторы проекта

Перечень методик (параметров),
периодичность

1. Совершенствование организационных и психолого-педагогических условий для развития игровых умений у старших дошкольников.

Диагностический материал, соответствующий теме проекта

1. Диагностика развития игровых умений (по программе «Детство» (см. приложение 2).

2. Диагностика коммуникативной компетенции (см. приложение 1)

Диагностическое обследование проводится 2 раза в год (октябрь, апрель)

2. Разработка алгоритма использования игр для развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников.

Алгоритм использования игр по развитию коммуникативной компетенции, включенная в содержание образовательной работы по программе «Детство»

Отслеживание эффективности внедрения алгоритма использования игр по теме проекта (оперативные поверки по изучению планирования игровой деятельности, посещение занятий, мероприятий с последующим анализом и консультацией, наблюдение за игровой деятельностью детей старшей группы № 2 и т.д.)

Перспектива на будущее

Разработать и реализовать проект по данной теме для воспитанников подготовительной группы.

План мероприятий по реализации педагогического проекта «Что наша жизнь … Игра!» (приложение 3)

Литература

  1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия», 1998.
  2. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. – М., «Просвещение», 1997.
  3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой.. – СПб, 2000.
  4. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О.В. Дыбиной. – М., 2008.

Цель педагогического проекта: способствовать социально-личностному

развитию детей старшего возраста через использование игр и игровых

упражнений на основе образовательной системы «Школа 2100».

Задачи педагогического проекта

Обогащать представления о людях, их взаимоотношениях,

эмоциональных и физических состояниях;

Учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации;

Побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости

(пожалеть, утешить, угостить и др.);

Воспитывать культуру поведения и общения;

Углублять представления о семье, родственных отношениях;

Активно выражать доброе отношение к близким;

Знакомить с формами приветствия, прощания, выражения

признательности, обращения с просьбой;

Развивать самоконтроль над своими действиями;

Углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах,

возможностях, достижениях;

Развивать чувство самоуважения, собственного достоинства;

направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных

и справедливых поступков.

Актуальность

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся

одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический

анализ убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифицированную

помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация

дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в

доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной

личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в

соответствии с культурными традициями общества.

Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением

социально-политических и социально-экономических условий жизни, с

нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего

дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги

испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких

негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота,

враждебность и т.п.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а

значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая

ответственность по воспитанию подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во

взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на

данном современном этапе. Игровая деятельность – дает ребенку

почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у

ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать

реальный результат.

В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом,

выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои

действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в

деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его

действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей. Во

взаимоотношениях по ходу игры необходимо стимулировать следование детей

усвоенным нормам поведения, правилам дружеских и коллективных

взаимоотношений, ориентировать на отражение в игровых ролях таких качеств,

как отзывчивость, стремление помочь другому, проявить заботу, выручить из

беды, преодолевая препятствия, и т.п.

Таким образом, использование игровых технологий является одним из

ведущих направлений в социально-личностном развитии детей старшего

возраста.

Гипотеза

Использование игр и игровых упражнений при организации совместной

деятельности с детьми старшего возраста на основе технологий

образовательной системы «Школа 2100» позволит решить задачи социально-

личностного развития более успешно и комфортно для детей.

Проверка гипотезы

Работа над педагогическим проектом включала в себя несколько этапов.

I. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по

вопросу использования игр и игровых упражнений при организации

совместной деятельности с детьми старшего возраста в рамках социально-

личностного развития дошкольников.

Анализ литературы показал, что наиболее полно и систематезировано в

соответствии с задачами социально-личностного развития детей старшего

возраста система игр и упражнение представлена в программе «Школа 2100»,

которая и была взята за основу работы.

II. Мониторинг уровня социализации детей старшего возраста на начало

проектной деятельности показал, что средние показатели по 5 бальной системе

составили:

1. самостоятельно выбирают и придумывают сюжеты игр,

соблюдают ролевое поведение, проявляют инициативу в игре – 3,3

2. оценивают свои возможности, соблюдают правила и преодолевают

правила игры – 2,9

3. моделируют предметно-игровую среду, проявляют интерес к

театрализованной деятельности – 3,2

4. различает ситуацию общения с незнакомым и знакомым взрослым (в

речи, дистанции при общении, поведении) – 3,1

5. при общении со сверстниками может занимать и позицию лидера, и

ведомого в зависимости от ситуации –2,8

6. соблюдает правила поведения в общественных местах (на

праздниках, спектакле) –3,3

Эти параметры являются показателями проблем в развитии детей социального

генеза.

III. Основой построения системы игр и упражнений является ее ориентация на

природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе,

восприятие ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе

социальных отношений, окружающем мире.

Тренинговые упражнения организуются регулярно с целью снятия

тревожности, страхов детей, преодоления ими неуверенности в общении со

сверстниками, взрослыми. В отличие от традиционных учебных занятий дети

могут свободно перемещаться, занимать удобное положение на ковре, стульях.

Учитывая, что используются только разнообразные игры, релаксационные

упражнения, практически исключается умственная перегрузка, что

способствует эмоциональному подъему и познавательной активности детей.

Совместная деятельность с детьми делится на три этапа.

1. «Я среди других» - решается задача познания ребенком себя через

отношения с окружающими. В совместной деятельности на занятиях и в

повседневной жизни дети совершают открытия своего Я. Они учатся

рассказывать о своих увлечениях, переживаниях, любимых друзьях.

Дошкольнику важно понять, насколько он похож на тех, кто его

окружает, в чем проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на

них.

Однако, вступая в игры со сверстниками, общаясь со взрослыми,

дошкольник делает для себя новое открытие: он не такой, как все. Эти

различия он видит не только в половой принадлежности, но и в

особенностях своей внешности, отношении к окружающему миру. Темы

занятий: «Кто я?», «Какой я?», «Чем мы похожи и чем отличаемся друг от

друга?», «Мы все разные», «Мое настроение», «Я умею…», «Я не боюсь

научиться» или «Если надо – я научусь», «Я и мои друзья», «Я и моя семья»,

«Мои мечты», «Мои сказочные сны», «Веселые сказки», «Рассказ о себе».

2. «Что я могу?» - представлены игры, занятия и тренинговые

упражнения, которые помогут ребёнку познать внутренний мир чувств и

состояний, научиться анализировать их и управлять ими. Занятия

построены в форме сказочных путешествий в страну «Что я могу?»;

используются элементы сказкотерапии, работа детей с песком, что

помогает более глубоко проникнуть в мир ощущений и углубить опыт

самопознания. Продолжается работа по развитию эмоционально-

чувственной сферы детей.

Темы занятий: Вводное. «Путешествие в Синегорье к Орлу Зоркий глаз».

«Путешествие на острова "Загадочные звуки" к Слонихе Чуткие уши».

«Путешествие в пещеру "Чудесные запахи" к Собаке Острый нюх».

«Путешествие на озеро "Вкусная вода" к Лягушке Умный язык».

«Путешествие на "Чувствительные холмы" к Обезьяне Любопытные

руки». «Страна "Что я могу?"» (заключительное).

3. «Я и другие» - совместная деятельность педагога и детей направлена

но поиск ребёнком своего места в обществе сверстников, выделение

своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции

в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне

с другими. Это обеспечивает ребёнку развитие нового уровня его

самосознания на пути к становлению «Я-концепции». В процессе

организации совместной деятельности педагог помогает каждому

ребенку в поиске своего места в обществе сверстников, овладении

способами ненасильственного взаимодействия со сверстниками в

процессе решения конфликтных ситуаций. Детям предлагаются

следующие темы занятий: «Кто ты такой?», «Кто они такие?»,

«Описание человека», «Что я могу делать хорошо?», «Переезд»,

«Смелость», «Дорогая Лена», «В гости к интересному человеку»,

«Трудные ситуации», «Положить этому конец», «Дразнить и докучать»,

«Чью сторону ты примешь?».

IV. Проведение совместной деятельности.

V. Анализ совместной деятельности.

Интерпретация, соотнесение полученных результатов с исходной

гипотезой, формулирование выводов, написание отчёта

[таблица]

1. Самостоятельно выбирают и придумывают сюжеты игр,

договариваются и принимают роль в игре со сверстниками,

соблюдают ролевое поведение, прояляют инициативу в игре.

2. Оценивают свои возможности, соблюдают правила и преодолевают

трудности в дидактических играх, могут объяснить сверстникам

правила игры.

3. Моделируют предметно-игровую среду, проявляют интерес к

театрализованной деятельности.

4. Различает ситуацию общения с незнакомым и знакомым взрослым (в

речи, дистанции при общении, поведении).

5. При общении со сверстниками может занимать и позицию лидера, и

ведомого в зависимости от ситуации.

6. Соблюдает правила поведения в общественных местах (на

праздниках, спектакле).

Анализ совместной деятельности показал, что использование игр и

игровых упражнений при организации совместной деятельности с детьми

старшего возраста на основе образовательной системы «Школа 2100»

позволяет решить задачи социально-личностного развития, значительно

улучшив показатели мониторинга, успешно и комфортно для детей.

В результате совместной деятельности дети стали лучше:

Понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других

людей.

Проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Видеть друг в друге сходные черты и различия.

Проявлять эмпатию и толерантность.

Описывать свое настроение, понимать настроение других.

Осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам.

Выражать свои чувства и понимать чувства другого.

Пользоваться терминами, обозначающими различные эмоциональные

состояния человека.

Делиться своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями.

Анализировать и оценивать конфликтные ситуации, правильно реагировать на

Находить конструктивное решение конфликта.

Всё это способствует формированию у детей целостного представления о

себе, определению своего места в обществе сверстников, выделение своего Я,

противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных

социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими. Это

обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания, а значит,

решает задачи социально-нравственного развития и воспитания дошкольников.

[Скачать презентацию]